На основании Закона области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области", распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 857-р:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план транспортного обслуживания населения Псковской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок.
2. Определить Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области ответственным за реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексным планом транспортного обслуживания населения Псковской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок.
3. Признать утратившим силу распоряжение Администрации области от 15 июля 2016 г. N 382-р "О Комплексном плане транспортного обслуживания населения Псковской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Осипова В.В.
И.п. Губернатора области В.В.Емельянова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН транспортного обслуживания населения Псковской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок
Комплексный план транспортного обслуживания населения Псковской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее также - КПТО) - документ долгосрочного планирования в области пригородных перевозок в Псковской области.
Под пригородными перевозками в настоящем КПТО понимаются перевозки пассажиров, осуществляемые железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в границах Псковской области и автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении в границах Псковской области, по маршрутам, указанным в Реестре пригородных пассажирских сообщений Псковской области, приведенном в приложении N 1 к настоящему КПТО.
КПТО актуализирован в соответствии с пунктом 4 раздела 1 Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации комплекса мер, направленных на недопущение сокращения объема пригородных перевозок и восстановление востребованных маршрутов, а также создание механизмов экономического стимулирования обновления подвижного состава при осуществлении пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту от 05 декабря 2017 г. N 6, и письмом заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.В.Лушникова от 23.05.2018 N АЛ-24/7292.
Целями разработки КПТО являются:
повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Псковской области в части пригородных перевозок;
определение направления развития транспортной системы Псковской области на долгосрочную перспективу;
повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития транспортной системы Псковской области.
Настоящий КПТО:
устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Псковской области;
определяет ключевые направления развития транспортного комплекса Псковской области в части пригородных пассажирских перевозок;
определяет требования к параметрам регионального транспортного плана (заказа).
Основаниями для разработки КПТО являются:
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 857-р;
Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р;
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 09.07.2017 N Пр-1331 по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 25.10.2017 N ПР-2165ГС по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации;
План мероприятий ("дорожная карта") по реализации комплекса мер, направленных на недопущение сокращения объема пригородных перевозок и восстановление востребованных маршрутов, а также создание механизмов экономического стимулирования обновления подвижного состава при осуществлении пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении, утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту от 05 декабря 2017 г. N 6;
письмо заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.В.Лушникова от 23.05.2018 N АЛ-24/7292.
1. Анализ общих тенденций социально-экономического развития Псковской области
Псковская область расположена в Северо-Западном федеральном округе (далее - СЗФО). Площадь Псковской области - 55,4 тыс. кв. км, что составляет 3,28 % территории СЗФО и 0,32 % территории России.
На начало 2019 года численность постоянного населения Псковской области составила 629,7 тыс. человек (0,43 % населения России и 4,51 % населения СЗФО), из них городское население - 447,8 тыс. человек, сельское население - 181,9 тыс. человек.
Плотность населения составляет 11,43 человека на 1 кв. км.
Административный центр Псковской области - г. Псков с численностью населения 210,12 тыс. человек, площадь территории - 96 кв. км.
Крупнейшие населенные пункты Псковской области:
г. Великие Луки - 90,55 тыс. жителей;
г. Остров - 20,48 тыс. жителей;
г. Невель - 14,82 тыс. жителей;
г. Опочка - 9,90 тыс. жителей;
г. Печоры - 9,67 тыс. жителей.
Основные социально-экономические показатели Псковской области и их прогноз представлены в таблице 1.
Таблица 1
N строки | Наименование показателя | Единицы измерения | 2015 г. | 2016 г. | 2020 г. | 2025 г. | 2030 г. |
1 | Площадь территории субъекта РФ | Квадратный километр | 55 400 | 55 400 | 55 400 | 55 400 | 55 400 |
2 | Валовой региональный продукт | Млрд. рублей | 135,24 | 145,55 | 174,3 | 250,1 | 348,7 |
3 | Производство валового регионального продукта на душу населения | Тыс. рублей | 208,46 | 225,92 | 279,6 | 413,8 | 590,8 |
4 | Индекс потребительских цен | Процентов к декабрю предыдущего года | 114,2 | 105,1 | 103,9 | 104,0 | 104,0 |
5 | Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении), в т.ч. | Тыс. человек | 648,74 | 644,27 | 623,5 | 604,4 | 590,2 |
6 | трудоспособного возраста | Тыс. человек | 363,91 | 355,24 | 331,0 | 317,6 | 315,5 |
7 | Темп роста численности населения | Процентов | 99,2 | 99,3 | 99,2 | 99,4 | 99,6 |
8 | Коэффициент естественного прироста населения | На 1000 человек населения | -7,2 | -6,8 | -6,9 | -7,4 | -7,4 |
9 | Коэффициент миграционного прироста | Тыс. человек | -0,076 | +0,177 | -0,6 | - | - |
10 | Среднедушевые денежные доходы (в месяц) | Рублей | 21 524,3 | 22 031,9 | - | - | - |
11 | Темп роста среднедушевых денежных доходов | Процентов | 109,3 | 102,4 | - | - | - |
Динамика показателей социально-экономического развития и планируемые проекты по развитию экономики Псковской области в перспективе определяют факторы, непосредственно воздействующие на конъюнктуру транспортного рынка. Они учитываются при прогнозировании и целевом моделировании состояния транспортной системы Псковской области, при определении потребности в мероприятиях и объемах регионального транспортного плана (заказа).
1.1. Экономика Псковской области
Общая экономическая ситуация в Псковской области благоприятная.
Объем валового регионального продукта (далее-ВРП) Псковской области в 2017 году по оценке составил 151,607 млрд. рублей. По этому показателю Псковская область занимает 71 место среди субъектов Российской Федерации.
В структуре ВРП ключевыми являются следующие виды экономической деятельности:
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 16,0%;
обрабатывающие производства - 17,3%;
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение - 10,1%;
транспортировка и хранение - 9,8%;
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - 11,1%.
Ожидается увеличение ВРП до уровня 174,3 млрд. рублей в 2020 году, 348,7 млрд. рублей - в 2030 году.
Рост ВРП обеспечивается за счет следующих факторов:
создание условий для устойчивого сбалансированного развития всех социально-экономических секторов, активизации инвестиционной деятельности в регионе;
увеличение доходов населения;
развитие инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры.
На период 2020-2024 гг. наибольшее влияние на ВРП окажут исполнение задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", реализация определенных Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года мер по повышению конкурентоспособности экономики региона, улучшению инвестиционного климата, по реализации крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, сфере лесопереработки и других отраслях, реализация проектов особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (Псковский район).
1.2. Демография
Общая численность населения Псковской области в 2018 году составила 629651 человек, в т.ч. городское население - 447785 человек (77,1%) и сельское население 181866 человек (28,8%)
Демографическая ситуация характеризуется снижением численности населения. Численность населения в период с 2018 по 2030 год снизится до 590200 человек, или на 6,3 %. Динамика численности населения приведена на рисунке 1.
Рисунок 1
Структура населения изменится следующим образом:
численность трудоспособного населения к концу 2030 года снизится до 51 % от общей численности населения по сравнению с 55 % в 2016 г.;
к концу 2030 года увеличится доля городского населения до 71% от общей численности населения.
К 2030 году будет наблюдаться увеличение естественной убыли населения. Коэффициент естественной убыли составит 9,6 человека на 1000 человек населения. Увеличение естественной убыли обусловлено увеличением числа умерших.
Рождаемость к 2030 году снизится с 5797 человек в 2018 году до 4754 человек в 2030 году. Коэффициент рождаемости составит 8,2 человека на 1000 человек населения.
Смертность к 2030 году снизится с 10894 человек в 2018 году до 9142 человек в 2030 году. Коэффициент смертности составит 15,6 на 1000 человек населения.
При этом средняя продолжительность жизни увеличится с 70,2 лет в 2018 году до 75,3 лет в 2030 году.