Псковская область в силу своего геополитического положения (общая граница с тремя государствами) является зоной транзитного проезда. Наличие на территории города Пскова крупных объектов транспортной инфраструктуры - международной автомобильной трассы Санкт-Петербург - Киев, железнодорожной станции и международного аэропорта, через которые проходят значительные транспортные и пассажирские потоки, обусловливает реальную опасность перемещения террористических группировок, транзита оружия и взрывчатых веществ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с Положением о Комитете по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций Администрации города Пскова, утвержденным Распоряжением Администрации города Пскова от 25 февраля 2011 г. N 85-р на территории муниципального образования "Город Псков" реализацию полномочий Администрации города Пскова в сфере решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляет Комитет по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций Администрации города Пскова.
Сферой реализации программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах на территории города Пскова.
Перспективы социально-экономического развития города Пскова во многом зависят от уровня безопасности систем жизнеобеспечения, объектов экономической и социальной инфраструктуры, защищенности населения и территории от опасностей природного и техногенного характера.
Уровень безопасности оказывается основным показателем эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований в области предупреждения ЧС и ликвидации их последствий.
В этом контексте главной задачей предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков их возникновения, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.
Город Псков, являясь административным центром Псковской области и, соответственно, территорией с высокой концентрацией населения, требует особого подхода в решении вопросов защиты населения, территории и экономического потенциала от ЧС.
Площадь городской территории составляет 95,6 кв. км, численность населения в 2013 году составляла 206,4 тысячи человек, плотность населения 2122 чел./км2.
Город имеет компактную планировочную структуру с развитой радиально-кольцевой системой застройки. Жилищный фонд, 78,5 % которого составляют 5-9-этажные здания, представлен капитальными строениями, оснащенными современным инженерным оборудованием. Возможности подъездных путей в зоне многоэтажной застройки позволяют обеспечить своевременное прибытие аварийно-спасательных сил и средств пожаротушения.
В то же время, отсутствие развитой сети наружного пожарного водоснабжения в зоне индивидуальной жилой застройки, составляющей более 5% территории, создает определенную сложность в обеспечении пожарной безопасности этого сектора застройки.
Потенциальной пожароопасной зоной являются городские леса. Ежегодно на торфяных полях и в городской лесопарковой зоне, составляющей 983 га, в пожароопасный период повышается вероятность лесных и торфяных пожаров.
За 12 месяцев 2013 года на территории города Пскова произошел 151 пожар, в результате которых погибло 10 человек и 22 человек пострадало.
Особого внимания требует противопожарное состояние объектов с массовым пребыванием людей - муниципальных образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.
В целях своевременного и эффективного пожаротушения на территории города Пскова требуется обустройство мест водозабора в секторе частной застройки, в городских лесах и на водных объектах города.
На территории города расположены 4 химически опасных объекта, относящихся ко второй и четвертой категории степени опасности, использующих в производственных процессах аварийно химически опасные вещества хлор и аммиак (далее - АХОВ). Места погрузки и маршруты перевозки АХОВ также являются химически опасными территориями.
Экологическая обстановка на территории города Пскова, складывающаяся из состояния природной среды, состояния среды обитания и индекса здоровья населения, в целом, считается благополучной и по общепринятой классификации оценивается как "относительно удовлетворительная".
Вместе с тем, прогнозные оценки масштабов заражения территории города и возможных потерь населения, в соответствии с декларацией промышленной безопасности муниципального предприятия "Горводоканал", отнесенного к химически опасным объектам второй степени химической опасности, при наиболее вероятном и наиболее опасном сценариях развития ЧС, характеризуются следующими параметрами:
- глубина распространения облака зараженного воздуха от 0,8 до 2,8 км;
- площадь зоны возможного химического заражения от 1,0 до 12,0 кв. км;
- возможные потери населения могут составить от 17 до 66 человек, из них безвозвратные - от 5 до 16 человек.
Аварии на коммунально-энергетических сетях и объектах жизнеобеспечения города Пскова могут повлечь за собой остановку производственной деятельности организаций, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушение жизнеобеспечения городской территории с населением до 60 тысяч человек.
По территории города Пскова протекают реки Великая, Пскова, Мирожка и Черёха с суммарной протяженностью береговой линии около 30 километров. Безопасность людей на водных объектах предусматривает обеспечение и контроль соблюдения мер безопасности населения при нахождении на воде и меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах.
Ранее вопросы спасения на водных объектах города решались Центральной спасательной станцией в круглогодичном режиме. В 2005 году в ходе реорганизации структуры МЧС России станция была ликвидирована.
В настоящее время состав сил и средств спасения на воде и схема их взаимодействия в ходе поисково-спасательных работ определяются Планом обеспечения безопасности людей на водоемах города Пскова, утвержденным Постановлением Администрации города Пскова от 07.04.2008 N 726 "О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах города Пскова". Названный План реализует, в основном, мероприятия по взаимодействию специализированных организаций при проведении крупномасштабных аварийно-спасательных работ.
Таким образом, необходимость разработки Программы вызвана потребностью комплексного подхода к решению существующих задач в области защиты населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Объектами первоочередных террористических устремлений являются хозяйствующие субъекты, использующие в своей производственной деятельности химические опасные вещества, промышленные взрывчатые вещества, места (объекты) массового пребывания людей, в том числе учреждения культуры, спортивные сооружения, учебные заведения, объекты здравоохранения.
Главная цель современных террористов - осуществление масштабных акций террористического и экстремистского характера, объектом воздействия которых становятся большие массы людей, и, тем самым, достигается максимальный резонанс в средствах массовой информации, создается напряженность и нестабильность в обществе.