Действующий

О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. N 490 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения"

1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы

     

1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики по выполнению условий Конвенции о правах инвалидов является повышение качества жизни граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Областная долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 02 сентября 2011 г. N 332, разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (далее также - Государственная программа РФ).

Основой для определения целей и задач Государственной программы является утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.

По состоянию на 01 января 2013 года в Псковской области количество инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет 62025 человек, что составляет 9,3 % от общего количества жителей региона.

С 2010 по 2013 год наблюдается снижение общего числа людей с инвалидностью на 0,4 % (с 65,5 тыс. человек до 62 тыс. человек).

Несмотря на общую тенденцию к уменьшению численности инвалидов, в Псковской области наблюдается рост числа детей-инвалидов.

Количество детей-инвалидов на 01 января 2013 года составляет 2102 человека, что составляет 2,2 % от численности детского населения региона. По сравнению с 2010 годом количество детей с инвалидностью увеличилось на 0,1% (с 2016 человек до 2102 человек).

Ежегодно в Псковской области признаются впервые инвалидами более 4000 человек, половина из которых - граждане трудоспособного возраста. Данный показатель имеет тенденцию к снижению, так, в сравнении с 2010 годом количество граждан, впервые признанных инвалидами, к 2012 году уменьшилось на 167 человек (с 4313 человек до 4146 человек).

Количество впервые признанных инвалидов трудоспособного возраста с 2010 по 2012 год уменьшилось на 251 человека (с 2254 человек до 2003 человек), тогда как количество впервые признанных инвалидами граждан пенсионного возраста за указанный период увеличилось на 84 человека (с 2059 до 2143 человек).

В структуре первичной инвалидности за 2012 год доля инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составляет 50,2 % (в 2011 году - 48,8%), доля инвалидов, имеющих II группу инвалидности, составляет 26,3 % (в 2011 году - 28,9 %), доля инвалидов, имеющих I группу инвалидности, составляет 17,1 % (в 2011 году - 15,6 %), доля детей-инвалидов составляет 6,5 % (в 2011 году - 6,7 %).

В 2011 и 2012 годах основными причинами установления инвалидности среди взрослых являлись заболевания системы кровообращения (2011 год - 26,4 %, 2012 год - 26,8 %) и злокачественные новообразования (2011 год - 17,2 %, 2012 год - 18,5 %).

Показатели первичной инвалидности по отдельным нозологическим формам заболеваний взрослого и детского населения с учетом особенностей ограничения мобильности распределились следующим образом:

численность инвалидов с болезнями уха и сосцевидного отростка - в 2012 году составляла 0,7 % от общей численности инвалидов, в том числе 0,7 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 0,6 %, в том числе 0,9 % среди детей-инвалидов), из них признаны впервые инвалидами 45 человек, в том числе 8 детей (в 2011 году - 42 человека, в том числе 10 детей), признаны повторно инвалидами 96 человек, в том числе 32 ребенка (в 2011 году - 104 человека, в том числе 41 ребенок);

численность инвалидов с болезнями глаза и его придаточного аппарата - в 2012 году составила 3 % от общей численности инвалидов, в том числе 1,2 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 2,9 %, в том числе 0,6 % среди детей-инвалидов), из них признаны инвалидами впервые 180 человек, в том числе 13 детей (в 2011 году - 178 человек, в том числе 7 детей), признаны повторно инвалидами 413 человек, из которых 29 детей (в 2011 году - 367 человек, в том числе 27 детей);

численность инвалидов с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани в 2012 году составила 7,1 % от общей численности инвалидов, в том числе 1,6 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 7,3 %, в том числе 1,6 % среди детей-инвалидов), из них признаны инвалидами впервые 414 человек, в том числе 17 детей (в 2011 году - 436 человек, в том числе 18 детей), признаны инвалидами повторно 901 человек, из которых 20 детей (в 2011 году - 982 человека, в том числе 27 детей);

численность инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения в 2012 году составила 3,7 % от общей численности инвалидов, в том числе 7,4% среди детей-инвалидов (в 2011 году - 4,1%, в том числе 8,5 % среди детей-инвалидов), из них признаны инвалидами впервые 302 человека, в том числе 92 ребенка (в 2011 году - 317 человек, в том числе 84 ребенка), признаны инвалидами повторно 1235 человек, из которых 244 ребенка (в 2011 году - 1215 человек, в том числе 239 детей).

В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Понятие инвалидности включает в себя дисгармонию отношений человека с окружающей средой, проявляющуюся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности.

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах "изоляции" и "компенсации". Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода предрассудков. На сегодняшний день этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного содержания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь, с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые российским государством перед международным сообществом, предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений.

Проблемы реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким маломобильным группам населения относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения составляет порядка 20 - 25 % от общего числа жителей любого региона Российской Федерации.

Основной целью Государственной программы является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышение доступности и качества реабилитационных услуг.

К сожалению, современная инфраструктура не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. В Псковской области она включает в себя значительное количество объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Ее обустройство - крайне сложная задача, требующая больших финансовых ресурсов, усилий всех служб Псковской области. Опыт экономически развитых стран Европы показывает, что эффективное решение этих проблем занимает десятилетия.

Исходя из анализа проблемы создания условий для доступности объектов и услуг для маломобильных граждан необходимо особо отметить межотраслевой и межведомственной характер взаимодействия.

Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить основные проблемы социализации инвалидов:

1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации.

2. Обеспечить научно-методическое, кадровое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.