Действующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области на 2014-2020 годы" (с изменениями на 1 июля 2016 года)

I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

За период 2007-2013 годов проведение мероприятий по созданию условий для развития доходной базы позволило формализовать порядок предоставления налоговых льгот и оценки их эффективности, был организован учет объектов, находящихся в собственности области, усовершенствована система мониторинга и управления государственными унитарными предприятиями области, сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом.

Однако в настоящее время для увеличения поступления доходов в консолидированный бюджет Псковской области необходимо проведение последовательной налоговой политики, установление оптимальной налоговой нагрузки.

На территории области действуют законы области "О транспортном налоге", "О налоге на имущество организаций", "О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения", "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области", "О ставках налога на игорный бизнес", "О патентной системе налогообложения", "О налоговых льготах и ставке налога на прибыль отдельным организациям области на 2012 год". В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации принято постановление Администрации области от 27 июня 2008 г. N 181 "О согласовании предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов в областной бюджет".

Доля региональных налоговых льгот в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составила в 2011 году 5,5%, в 2012 году - 4,0%, в 2013 году (оценка) - 4,0%.

Для проведения работы по инвентаризации установленных региональным законодательством льгот по налогам и оценке их эффективности принято постановление Администрации области от 29 июня 2007 г. N 272 "О методике оценки финансовых последствий предоставляемых налоговых льгот".

В рамках реализации постановления Администрации области от 29 июня 2007 г. N 272 "О методике оценки финансовых последствий предоставляемых налоговых льгот" проведена оценка за 2011 год эффективности налоговых льгот, установленных Законом области "О налоге на имущество организаций".

В результате данной оценки Администрацией области принято решение об отмене с 01 января 2012 г. льготы по уплате налога на имущество для учреждений, органов законодательной (представительной), исполнительной власти области, иных государственных органов области и органов местного самоуправления. Дополнительные поступления по налогу на имущество составили около 249 млн. рублей в год.

Кроме того, при планировании областного бюджета отклонение фактического объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за отчетный период от первоначального плана составило в 2011 году 5,4%, в 2012 году - 2,5%.

В связи с вышеизложенным, для улучшения налоговой политики Псковской области и увеличения доходов областного бюджета необходимо осуществлять анализ эффективности региональных налоговых льгот и повышать качество прогнозирования поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет.

В рамках реформирования бюджетного процесса были усовершенствованы методы целевого планирования (в том числе инструменты разработки областных долгосрочных целевых программ), урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных предприятий области, были разработаны стандарты качества предоставления услуг в отраслях социальной сферы.

Проведение реформ позволило решить многие проблемы, стоявшие перед бюджетным сектором Псковской области. В результате по оценке Министерства финансов Российской Федерации Псковская область была отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким качеством организации бюджетного процесса, а по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов, проводимой Министерством регионального развития Российской Федерации, область заняла 10 место в рейтинге по уровню и динамике за 2007-2009 годы.

В соответствии с Законом области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области" начиная с 2009 года предусматривается утверждение областного бюджета на три года.

Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития Псковской области с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений.

За период 2011-2013 годов наблюдается положительная динамика доли расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета).

С 2012 года осуществляется переход к преимущественно программно-целевым методам финансирования расходов областного бюджета, конечной целью которого станет формирование программного бюджета. В рамках данного направления повышения качества бюджетного планирования и эффективности расходования бюджетных средств в 2013 году доля расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, в общей сумме расходов областного бюджета выросла почти в 2 раза по сравнению с 2011 годом (с 21 % до 39,7%).

Система общественных финансов Псковской области развивается в соответствии с ориентирами, заданными на федеральном и областном уровнях. Постановлением Администрации области от 01 апреля 2011 г. N 121 утверждена областная долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Псковской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа реформирования). Реализация мероприятий указанной областной долгосрочной целевой программы позволила добиться улучшения качества планирования областного бюджета, повышения прозрачности и предсказуемости финансовых потоков. Приняты следующие нормативные правовые акты:

постановление Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных (региональных) программ Псковской области";

постановление Администрации области от 30 марта 2012 г. N 156 "Об утверждении Порядка определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Псковской области";

постановление Администрации области от 30 марта 2012 г. N 157 "Об утверждении Порядка конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Псковской области";

постановление Администрации области от 04 сентября 2012 г. N 455 "О создании комиссии при Администрации области по рассмотрению предлагаемых к принятию расходных обязательств Псковской области на очередной финансовый год и плановый период", что позволяет определить наиболее эффективные направления финансирования принимаемых расходных обязательств;

приказ Государственного финансового управления Псковской области от 17 февраля 2012 г. N 4/1 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета".

В рамках направления по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления принят приказ Государственного финансового управления Псковской области от 17 февраля 2012 г. N 5/1 "О порядке проведения мониторинга соблюдения отдельных требований бюджетного законодательства муниципальными образованиями Псковской области". Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте Государственного финансового управления Псковской области.

В рамках реализации направления по повышению эффективности внутреннего финансового контроля принято постановление Администрации области от 15 августа 2012 г. N 421 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных казенных учреждений Псковской области и государственных бюджетных учреждений Псковской области".

С 01 января 2011 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В результате приведения в соответствие с положениями указанного федерального закона Государственным финансовым управлением Псковской области был разработан 1 закон области, 9 постановлений и распоряжений Администрации области, 8 приказов Государственного финансового управления Псковской области.

Разработанная правовая база позволила с 01 января 2012 г. начать бесперебойную работу всех учреждений области в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Законом области от 03 декабря 2010 г. N 1023-ОЗ "Об особенностях правового положения государственных учреждений Псковской области в переходный период", муниципальными правовыми актами установлены:

форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений области, муниципальных бюджетных учреждений в переходный период;