С точки зрения инвестиционной активности в настоящее время Псковская область является развивающимся регионом.
Основными нормативными правовыми документами, направленными на решение задачи по привлечению отечественных и иностранных инвестиций и создание благоприятных условий для формирования инвестиционного климата в области, являются:
Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р (далее - Стратегия социально-экономического развития);
Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 2074-р.
В настоящее время в Псковской области сформирована нормативная база в сфере поддержки развития инвестиционной деятельности действует Закон области от 12 октября 2005 г. N 473-ОЗ "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" (далее - Закон области), постановлением Администрации области от 29 июня 2010 г. N 249 утвержден Порядок сопровождения стратегических инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом области создана и действует система государственной поддержки.
В 2012 году налоговыми льготами в виде льготных ставок по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций воспользовались 26 организаций по 29 инвестиционным проектам с объемами инвестиций около 7,56 млрд. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 22 организации по 24 инвестиционным проектам с объемами инвестиций около 4,26 млрд. рублей. Налоговыми льготами в виде снижения платежа по налогу на имущество организаций по осуществленным инвестициям в заявительном порядке в 2012 году воспользовались 14 организаций с объемами инвестиций 879,9 млн. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 15 организаций с объемами инвестиций 1,93 млрд. рублей.
В соответствии с областным законодательством сопровождаются на основании заключенных инвестиционных соглашений 16 стратегических инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 13,196 млрд. рублей в сфере животноводства, торфо- и лесопереработки, создания туристической, таможенной инфраструктуры и в других отраслях.
В 2012 году в налоговое законодательство Псковской области внесены изменения, предусматривающие увеличение сроков действия льгот до 7 лет для стратегических инвестиционных проектов, реализуемых в высокотехнологичных отраслях, и расширяющие действие льгот для проектов создания транспортно-логистических терминалов, туристской инфраструктуры, а также для проектов, реализуемых в обрабатывающей промышленности.
Работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в Псковской области была начата в 2010 году в рамках областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)". В ходе реализации указанной программы были осуществлены положительно зарекомендовавшие меры:
совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки по инвестиционным проектам со стороны Администрации области;
формирование инфраструктурно подготовленных инвестиционных площадок для инвесторов на территории области;
проведение специальных презентационных мероприятий по созданию инвестиционно привлекательного имиджа Псковской области.
Выполнение запланированных мероприятий способствовало стабильному росту инвестиций в основной капитал в 2010-2012 годах. Темп роста инвестиций в основной капитал за 2010-2012 годы составил 167,6 % в сопоставимых ценах.
В 2011 году в Псковской области использовано 24882,2 млн. рублей инвестиций в основной капитал (127,4 % к уровню 2010 года); в 2012 году - 33622,1 млн. рублей (128,2 % к уровню 2011 года).
Однако, несмотря на положительные результаты, можно отметить наличие ряда нерешенных проблем.
Так, несмотря на то, что по объему инвестиций в основной капитал на душу населения в Псковской области наблюдается рост, по сравнению с показателями по Северо-Западному федеральному округу область еще значительно отстает: в 2011 году данный показатель по Псковской области составил 37,2 тыс. рублей, в 2012 году - 50,6 тыс. рублей при объеме инвестиций в основной капитал на душу населения, по Северо-Западному федеральному округу - 92,3 тыс. рублей в 2011 году и 105,9 тыс. рублей в 2012 году.
При росте инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство с 4,7 % от общего объема инвестиций в 2010 году до 13,7 % в 2012 году в Псковской области отмечается сокращение доли инвестиций, направленных на развитие обрабатывающих производств - с 18,6 % от общего объема инвестиций в 2010 году до 10,8 % по итогам 2012 года.
Нестабильным остается и рост объема иностранных инвестиций при невысоком их объеме - 77,6 млн. долларов США в 2011 году и 78,8 млн. долларов США в 2012 году. По итогам 2011 года к уровню 2010 года индекс физического объема иностранных инвестиций составил 182,5 %, по итогам 2012 года - 101,4 % к уровню 2011 года.
В 2013 году в рамках областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности Псковской области на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 04 декабря 2012 г. N 621, продолжалась работа по развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности области, формирование которой выбрано Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года в числе краткосрочных и среднесрочных мер для осуществления активной инвестиционной политики.
В ходе реализации указанной программы в 2013 году осуществлялись следующие меры:
создание современной комплексной инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности, логистики и других перспективных отраслях;
совершенствование институциональной инфраструктуры инвестиционной деятельности, в том числе нормативно-правовых условий государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе по внедрению Стандарта;
развитие информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.
Несмотря на то, что в области сделаны существенные шаги по повышению инвестиционного потенциала, существующие проблемы являются препятствиями для его дальнейшего наращивания. Поэтому необходимо, основываясь на достигнутых результатах, качественно изменить условия ведения инвестиционной деятельности, а также реализации инвестиционных проектов на территории Псковской области.
В первую очередь необходимо продолжение работы для улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в области, что позволит сделать начало бизнеса и его ведение максимально комфортным для предпринимателей. Для этих целей подпрограммой предусмотрено внедрение основных положений Стандарта.
Также необходимо продолжить работу, начатую в рамках областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности Псковской области на 2013-2015 годы", по созданию комплексных условий для реализации крупных инвестиционных проектов в короткие сроки при снижении издержек на создание инженерной и иной инфраструктуры, а также при их информационной и институциональной поддержке.
В этом направлении подпрограммой запланировано создание инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры инвестиционных площадок, в том числе ОЭЗ ППТ "Моглино", использование механизма государственно-частного партнерства, а также реализация мероприятий Инвестиционной стратегии Псковской области.