Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы" (с изменениями на 27 декабря 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач области. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Ресурс мероприятий, входивших в областную долгосрочную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2006-2012 годы", утвержденную постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 мая 2006 г. N 1456 (далее - ОДЦП "ПБДД ПО 2006-2012"), близок к своему истощению, поскольку изначально был направлен на преодоление сложившейся к 2004-2005 годам критической ситуации с аварийностью.

Эффективность реализации ОДЦП "ПБДД ПО 2006-2012" - стабилизация на уровне 2005 года и снижение смертности на автомобильных дорогах области наблюдалась на протяжении 2006-2010 годов.

Количество погибших на дорогах области в 2005 году составляло 235 человек;

в 2006 году (первый год реализации ОДЦП "ПБДД ПО 2006-2012") - 228 человек;

в 2007 году - 235 человек;

в 2008 году - 223 человека;

в 2009 году - 187 человек;

в 2010 году - 183 человека.

Однако в 2011 году количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий увеличилось до 256 человек (зафиксирован наиболее тяжкий показатель числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий с 1997 года).

Показатель числа погибших первого полугодия 2012 года (106 человек) превосходил аналогичный показатель 2011 года (84 погибших) на 26,2 процента, и только во втором полугодии 2012 года ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью удалось в определенной мере стабилизировать.

В 2012 году в дорожно-транспортных происшествиях на территории области погибло 247 человек (на 3,6 процента ниже аналогичного показателя 2011 года).

Важно, что снижение данного показателя на территории Псковской области произошло на фоне увеличения в 2012 году числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в целом по Российской Федерации (на 0,1 процента).

Количество раненых в результате дорожно-транспортных происшествий людей составляет порядка 2000 человек ежегодно. При этом наиболее тяжкий показатель с 1990 года по настоящее время зафиксирован в 2011 году (2272 человека). В 2012 году в результате совершенных дорожно-транспортных происшествий ранено 2188 человек.

Одним из наиболее социально важных показателей аварийности на дорогах области остается высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Так, в 2011 году совершено 203 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков до 16 лет, в которых погибло 8 и ранено 222 несовершеннолетних. Удельный вес этих дорожно-транспортных происшествий от общего количества составил 11,7 процента.

В 2012 году на фоне роста количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей в целом по Российской Федерации (на 3,1 процента к 2011 году), незначительного снижения числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий детей (на 0,4 процента к 2011 году) и роста числа пострадавших детей (на 3,6 процента к 2011 году) на территории Псковской области произошло снижение таких дорожно-транспортных происшествий на 23,2 процента (156 дорожно-транспортных происшествий), снижение числа погибших в них детей на 62,5 процента (3 ребенка) и снижение числа раненых детей на 21,6 процента (174 ребенка).

По результатам 2012 года ситуация с аварийностью в Псковской области характеризуется следующими параметрами:

среди погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей наибольшая доля приходится на водителей автотранспортных средств;

наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершается в летний период: годовой максимум приходится на июль, минимум - на февраль;

максимальное количество дорожно-транспортных происшествий регистрируется в выходные дни с максимумом в субботу, минимальное - в среду;

основное количество дорожно-транспортных происшествий совершается на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов;

третья часть всех дорожно-транспортных происшествий совершается в крупных городах области - г. Пскове и г. Великие Луки;

также третья часть всех дорожно-транспортных происшествий совершается на автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов, однако тяжесть последствий таких дорожно-транспортных происшествий в 2 раза превышает аналогичный показатель дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в городах и населенных пунктах;

наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, из них наибольшее количество совершается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам;

отмечается рост дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей грузовых транспортных средств;

отмечается снижение дорожно-транспортных происшествий по вине водителей мототехники;

значительная часть дорожно-транспортных происшествий совершается на дорогах области водителями из других регионов России (в основном, из Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и иностранными гражданами, отмечается рост таких дорожно-транспортных происшествий;

основными нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств, способствующими совершению дорожно-транспортных происшествий, являются неправильный выбор скорости движения транспортного средства, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, выезд на полосу встречного движения;