РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 апреля 2013 года N 20-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы".

2. Принять предложение Управления специальных программ Администрации области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы" Управление специальных программ Администрации области.

4. Управлению специальных программ Администрации области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы" и представить его на утверждение в установленном порядке в срок до 25 мая 2013 г.

5. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить выполнение Управлением специальных программ Администрации области пункта 4 настоящего распоряжения.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.


И.п. Губернатора области                                                                                            С.Г. Перников

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 08.04.2013 N 20-РГ

     

КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы"  

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований. Общественный порядок, личная и общественная безопасность представляют органически связанные между собой социальные явления, что обусловливает единство комплекса осуществляемых мер по их обеспечению и охране. Жизненно важные интересы личности это жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища. Состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизненно важные интересы определяет личную безопасность.

Степень безопасности населения характеризуется количеством зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения и степенью социального риска - доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения.

В целях противодействия преступности в области были приняты и реализованы областные долгосрочные целевые программы "Усиление борьбы с преступностью в Псковской области на 2002-2004 годы", "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Псковской области на 2005-2008 годы". Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.06.2007 N Пр-1293ГС в области принята областная долгосрочная целевая программа "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа 2012).

Реализация мероприятий Программы 2012 позволила добиться снижения уровня преступности в целом по области, уровня уличной преступности, уровня рецидивной преступности, уровня преступности, связанной с применением незарегистрированного оружия, улучшения условий труда и быта сотрудников органов внутренних дел. Достигнуто увеличение доли учащихся подростков и молодежи образовательных учреждений, вовлеченных в дополнительные занятия по развитию и воспитанию (спорт, творчество и т.д.). Укрепились позиции в сфере противодействия незаконной миграции, повысился уровень информационного обеспечения граждан о проводимой правоохранительными органами, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления работе в сфере профилактики преступлений и правонарушений. К профилактике правонарушений активно привлекались общественные формирования, учреждения и организации всех форм собственности.

В рамках Программы 2012 в городе Пскове создано государственное казенное учреждение Псковской области "Специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации". Кроме того, реализованы запланированные Программой 2012 мероприятия по созданию в области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), включающего в себя технические средства видеонаблюдения, средства экстренной связи "гражданин - полиция", систему позиционирования (мониторинга) подвижных объектов (автотранспорта и нарядов полиции).

Так, в городе Пскове установлены 64 камеры видеонаблюдения и 15 установок экстренной связи "гражданин - полиция", в городе Великие Луки - 4 камеры видеонаблюдения.

По итогам 2011 года по информации, полученной по каналам видеонаблюдения, раскрыто 2 преступления, выявлено 2513 административных правонарушений, записи с камер видеонаблюдения использовались при разборе 212 дорожно-транспортных происшествий.

Количество зарегистрированных в 2011 году на территории области преступлений по отношению к 2010 году снизилось на 8,2% (с 12321 до 11301), в Северо-Западном федеральном округе - на 6% (с 233237 до 219220). Показатель количества зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения в Псковской области составил 1678, в Санкт-Петербурге - 1218.

Проведенный в 2012 году в рамках Программы 2012 комплекс организационно-практических и оперативно-профилактических мероприятий позволил стабилизировать уровень безопасности населения в целом, не допустить осложнения криминогенной напряженности в области и существенно ее снизить.

Так, за 9 месяцев 2012 года на территории области зарегистрировано 7925 преступлений, что на 8,2 % меньше аналогичного периода прошлого года (по России - на 5,6 %, по СЗФО - на 8,0 %).

Уровень преступности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) снизился на 3,4 % (с 1218 до 1176 преступлений на 100 тыс. человек населения).

Количество зарегистрированных в области тяжких и особо тяжких преступлений в сравнении с АППГ сократилось на 6,7% (с 2175 до 2030 фактов). По России этот показатель составил 6,5 %. На 13,0% меньше зарегистрировано убийств (с 46 до 40 фактов), на 30,6% - квалифицированных грабежей (со 180 до 125 фактов), на 31,3% - разбойных нападений (с 64 до 44 фактов).

Уровень тяжкой и особо тяжкой преступности в сравнении с АППГ снизился на 6,7% (с 324 до 302,2 преступления на 100 тыс. человек населения).

На 11,1% меньше преступлений совершено в общественных местах, на 9,1% - в состоянии алкогольного опьянения, на 11,8% - подростками и на 20,3% - группой лиц по предварительному сговору.

На 5,3% сократилось число уголовных деяний, совершенных с использованием оружия. В течение 2012 года из незаконного оборота по оконченным уголовным делам изъято 45 единиц оружия, 3034 единицы боеприпасов, 3907 г взрывчатых веществ и 9 взрывных устройств.

Вместе с тем, экономическая нестабильность в стране и мире, снижение уровня жизни населения, рост социальной напряженности в значительной степени препятствуют устойчивому развитию области.

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику по снижению общего количества совершенных преступлений безопасность населения области не является достаточной, а достигнутые позитивные изменения не приобрели устойчивого и повсеместного характера.

Так, на 23,6 % в сравнении с АППГ увеличилось количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (со 140 до 173 фактов), в том числе на 61,1 % со смертельным исходом (с 36 до 58 случаев).

На 4,3 % в сравнении с АППГ снизилась раскрываемость умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (раскрываемость - 88,2 %), в т.ч. со смертельным исходом - на 1,2% (раскрываемость - 95,6%), на 5,6% - краж (раскрываемость составила 53,0%), на 2,8% - квалифицированных грабежей (раскрываемость - 61,9%), на 1,5% - разбойных нападений (раскрываемость - 81,6%).

Из приведенных выше данных видно, что использование правоохранительными органами данных, получаемых с помощью АПК "Безопасный город", в значительной степени способствовало оздоровлению криминальной обстановки, так как видеозапись состояния правопорядка позволила незамедлительно направлять наряды полиции на место совершения правонарушения, активно осуществлять поиск преступников и очевидцев совершения правонарушений, фиксировать обстоятельства дорожно-транспортных происшествий.

На улицах населенных пунктов области планируется установить порядка 160 камер видеонаблюдения, в том числе в г. Пскове - 30 видеокамер, г. Великие Луки - 50 видеокамер, г. Острове - 10 видеокамер, в городах Опочка, Невель, Печоры, Порхов, Себеж - в среднем по 8 видеокамер, в г. Гдове, р.п. Дедовичи, г. Дно, р.п. Локня, р.п. Пушкинские Горы, г. Пыталово - в среднем по 5 видеокамер. Кроме того, в системе АПК "Безопасный город" планируется задействовать видеокамеры, принадлежащие коммерческим и бюджетным организациям, установленные на улицах населенных пунктов.

Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, достижение высокого уровня и качества жизни населения признается одним из главных направлений деятельности органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности определено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, в качестве одного из приоритетов устойчивого развития страны, поэтому вопрос обеспечения законности и правопорядка, личной и общественной безопасности, усиления борьбы с преступностью и иными правонарушениями во всех сферах жизнедеятельности человека занимает одно из наиболее важных мест в деятельности органов государственной власти Псковской области и является стратегическим.

Принятие областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) позволит продолжить проводимую в этом направлении органами государственной власти области работу и в полной мере соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

сложностью и многообразием вопросов обеспечения профилактики преступлений и иных правонарушений в различных сферах деятельности человека;

необходимостью продолжить проведение профилактических мероприятий, реализуемых в рамках Программы, требующих постоянного исполнения и дальнейшего осуществления, совершенствования и развития;

необходимостью разработки и включения в Программу перечня новых мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, направленных на повышение уровня защищенности граждан от преступных посягательств;

потребностью в координации усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения профилактики преступлений и иных правонарушений, несущих угрозу безопасности граждан, на основе:

определения целей, задач, комплекса программных мероприятий и ожидаемых результатов;

повышения эффективности государственного управления в данной области;

повышения результативности использования материальных и финансовых ресурсов.

Разработка и принятие областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы" с учетом опыта реализации Программы 2012 позволит придать этой работе системный характер, даст новый импульс к дальнейшему развитию и совершенствованию профилактической деятельности органов государственной власти области.

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


По предварительной оценке, отказ от применения программно-целевого метода управления в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений может привести к росту количества преступлений, совершаемых на территории Псковской области. Это приведет к ухудшению оперативной обстановки и обострению криминогенной ситуации, замедлению темпов развития области в социально-экономической сфере. Скорее всего, произойдет рост числа преступлений и правонарушений, совершаемых в общественных местах и на улицах населенных пунктов области, на 20 - 25 %. Ожидается рост преступных посягательств на имущество, общественную и личную безопасность граждан, повышение уровня рецидивной и подростковой преступности.

Исходя из прогнозных ожиданий, без использования программно-целевого метода к 2014 году уровень преступности в области может возрасти до 2000 - 2200 на 100 тыс. человек населения, а уровень безопасности населения - снизиться на 15% - 20%.

Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных в области преступлений возрастет до 470 - 490 на 100 тыс. человек, а степень риска возрастет на 10% - 15%. Таким образом, личная безопасность граждан может понизиться ориентировочно на 15%.

Все это напрямую затрагивает жизненно важные интересы населения, касающиеся обеспечения гарантированных конституционных прав органами государственной власти.

Из вышесказанного следует, что при решении вопросов профилактики преступлений и иных правонарушений без использования программно-целевого метода произойдет нарастание негативных процессов в сфере противодействия преступности и к иным правонарушениям, что приведет к снижению качества жизни населения и потере инвестиционной привлекательности области.

Принимая во внимание низкую эффективность при решении поставленных задач непрограммными методами, целесообразно и далее решать поставленную проблему программно-целевым методом.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматривались два:

без принятия Программы;

с принятием Программы.

Первый вариант предусматривает решение проблемы без принятия Программы. В этом случае общественный порядок, личная и общественная безопасность граждан обеспечиваются за счет отдельных разрозненных мероприятий, проводимых органами исполнительными власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также иными организациями, предприятиями и учреждениями в соответствии с их полномочиями.

Преимуществом данного варианта решения проблемы является то, что он наименее затратный, так как осуществляется за счет средств, выделяемых на основную деятельность субъектов государственной системы профилактики правонарушений.

Вместе с тем, этот метод решения проблемы обладает всеми недостатками и рисками, присущими непрограммному подходу.

Основные риски заключаются в том, что такой подход к решению проблемы не обеспечивает комплексного решения поставленных задач. Проводимые правоохранительными органами, органами исполнительной власти области, а также иными субъектами профилактики правонарушений профилактические мероприятия не будут взаимоувязаны по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

Второй вариант предусматривает принятие Программы.

Преимуществами данного варианта являются:

сохранение преемственности достигнутых результатов при реализации областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2009-2012 годы";

четкое определение целей и задач, на достижение которых тратятся бюджетные средства;

возможность оценить деятельность исполнителей программных мероприятий относительно достижения поставленных целей и выполнения заданий и провести анализ причин неэффективного исполнения Программы.

Таким образом, программный вариант решения проблемы создаст необходимые условия для успешного и эффективного противодействия преступности во всех ее проявлениях, повысит уровень поддержания на территории области общественного порядка, обеспечит личную и общественную безопасность.

На успешное выполнение Программы и достижение поставленной цели и задач Программы могут повлиять внешние факторы и риски, а именно:

экономические риски, связанные с необходимостью вложения финансовых средств на развитие системы профилактики преступлений и иных правонарушений, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности области, общей экономической ситуации в стране и т.д.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»