РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 января 2013 года N 6-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы".

2. Принять предложение Управления специальных программ Администрации области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы" Управление специальных программ Администрации области.

4. Управлению специальных программ Администрации области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы" и внести его на утверждение до 15 февраля 2013 г.

5. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить выполнение Управлением специальных программ Администрации области пункта 4 настоящего распоряжения.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.


Губернатор области                                                    А.А. Турчак


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 15.01.2013 N 6-РГ

     
КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы"

     
I. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является основной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отсутствие своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях привело к человеческим жертвам и большому экономическому ущербу во время наводнения в Республике Якутия в 2001 году, в Краснодарском крае в 2002 году и в октябре 2003 года во время землетрясения в Кемеровской области. Особенно наглядно проявилась проблема своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации при наводнении в г. Крымске в июле 2012 года. Важность системы оповещения наглядно продемонстрировали боевые действия в Югославии и война в Ираке. Учитывая, что Псковская область является приграничной и в настоящее время граничит со странами НАТО, необходимость создания надежной и современной системы оповещения очевидна.

Существующая региональная автоматизированная система централизованного оповещения области введена в эксплуатацию в 1987 году и выполнена на базе комплекса оповещения П-160 различной модификации и аппаратуры дистанционного управления П-157, установленных на пунктах управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органах повседневного управления, на предприятиях связи, объектах экономики области. В настоящее время данная аппаратура промышленностью не выпускается, запасные части отсутствуют, что существенно затрудняет вопросы поддержания оборудования в готовности к применению.

Организационно система оповещения построена так, что сигналы оповещения доводятся до муниципального района через дежурного отдела МВД, до руководящего состава через стойки централизованного вызова, сигнал "Внимание всем" до населения доводится с использованием сирен С-40, а информация - по каналам звукового сопровождения телевидения, УКВ-ЧМ радиовещания и проводного вещания. Для передачи сигналов оповещения и информации использовались аналоговые каналы связи и физические линии управления. В настоящее время в связи с переходом системы связи области на волоконно-оптические линии связи и установкой на сельских АТС цифровых станций ни один сельский населенный пункт не оповещается в автоматизированном режиме. В Псковской области из-за отказа населения от радиоточек, и, как следствие этого, его нерентабельности, практически полностью отсутствует проводное вещание. Радиотрансляционные узлы проводного вещания имеются только в г. Пскове, г. Великие Луки и г. Пыталово. Общее число абонентов составляет 2032 и продолжает сокращаться, что делает невозможным его использование для оповещения населения. В 2015 году Псковская область переходит на цифровое телевидение, для перехватов каналов которого существующий комплекс оповещения не имеет технических возможностей.

Анализ чрезвычайных ситуаций последнего времени показал необходимость доведения сигналов оповещения до сельских волостей, при этом для оповещения необходимо использовать оповещатели, способные передавать не только сигнал "Внимание всем", но и информацию о чрезвычайной ситуации. Для оповещения населения сельских волостей в ряде мест используются сирены с ручным запуском, что значительно увеличивает время оповещения, в большинстве волостей нет и даже такого оповещения.

Данные по количеству населения сельских волостей и средствам оповещения приведены в таблице 1.

Таблица 1


Охват населения сельских волостей системой оповещения на 01.10.2012

N п/п

Муниципальное образование

Количество волостей

Проживает населения (тыс. человек)

Наличие средств оповещения

1

Псковский район

10

34112

Имеется 9 сирен С-40, запуск вручную

2

Великолукский район

11

22121

Имеется 6 сирен С-40, запуск вручную

3

Бежаницкий район

7

8931

Имеется 3 сирены С-40, запуск вручную

4

Гдовский район

8

6529

Имеется 1 сирена С-40, запуск вручную

5

Дедовичский район

5

5894

Не имеют сирен

6

Дновский район

5

4158

Не имеют сирен

7

Красногородский район

2

1671

Не имеют сирен

8

Куньинский район

8

7150

Не имеют сирен

9

Локнянский район

6

5663

Имеется 1 сирена С-40, запуск вручную

10

Невельский район

9

8622

Не имеют сирен

11

Новоржевский район

8

5639

Не имеют сирен

12

Новосокольнический район

9

6657

Не имеют сирен

13

Опочецкий район

6

5241

Не имеют сирен

14

Островский район

5

9428

Не имеют сирен

15

Палкинский район

5

4529

Не имеют сирен

16

Печорский район

6

9585

Не имеют сирен

17

Плюсский район

3

3405

Имеется 1 сирена С-40, запуск вручную

18

Порховский район

8

10960 и курорт "Хилово" 700 мест

Имеется 3 сирены С-40, запуск вручную

19

Пустошкинский район

5

4760

Не имеют сирен

20

Пушкиногорский район

3

1979

Не имеют сирен

21

Пыталовский район

7

6257

Не имеют сирен

22

Себежский район

7

10865

Имеется 1 сирена С-40, запуск вручную

23

Струго-Красненский район

5

5019

Имеется 1 сирена С-40, запуск вручную

24

Усвятский район

2

1467

Не имеют сирен

Итого

150

191342


Таким образом, в настоящее время лишены возможности своевременного и надежного оповещения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени около 31 % населения Псковской области. Из общего количества населения сельских волостей 6 % оповещаются за время сорок минут, 25 % не получают сигналов оповещения.

Для обеспечения информацией сельского населения необходимо создание муниципальных систем оповещения с возможностью передачи сигналов оповещения и информации о чрезвычайных ситуациях как из областного основного и запасного пунктов управления, так и от дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

Работы по реконструкции существующей системы оповещения начаты в 2007 году с разработки рабочего проекта системы оповещения, однако из-за отсутствия финансирования работы по созданию системы оповещения не проводились.

Постановлением Администрации области от 30 октября 2009 г. N 494 утверждена областная долгосрочная целевая программа "Реконструкция системы централизованного оповещения Псковской области на 2010-2014 годы", в рамках которой в 2010 году приобретено оборудование комплекса П-166 для размещения на основном и запасном пунктах управления Главного управления МЧС России по Псковской области и Администрации Псковской области, технического узла связи г. Пскова, рабочих мест ЕДДС г. Пскова и п.г.т. Пушкинские Горы, а также муниципального образования "Пушкиногорский район".

В 2011 году проведены строительно-монтажные и пусконаладочные работы приобретенного в 2010 году оборудования и 31 октября 2011 г. эти работы завершены. Развернут комплекс П-166ЦО на ЗЗПУ.

На технических узлах связи ОАО "Ростелеком" в г. Пскове и р.п. Пушкинские Горы развернуто базовое оборудование П-166МГ для подключения систем оповещения муниципальных образований области. Система оповещения Пушкиногорского района с 01 ноября 2011 г. управляется диспетчером единой дежурно-диспетчерской службы района через аппаратуру П-166АПУ и с пунктов управления Главного управления МЧС России по Псковской области, полностью заменены исполнительные блоки оконечных устройств и дополнительно смонтирована сирена С-40.

Однако применение в области комплекса П-166 не позволяет решить проблемы передачи информации по цифровым каналам связи. Для этой цели проектом "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны (ТАСЦО ГО) Псковской области" предусматривалась установка на цифровых каналах связи, принадлежащих ОАО "Ростелеком", мультиплексоров для получения аналоговых каналов связи, однако при эксплуатации системы оповещения возникал вопрос достаточно высокой арендной платы за предоставляемые цифровые потоки. При таком варианте построения содержание системы оповещения при включении в нее муниципальных образований области второго уровня становится слишком затратным.

Необходимость принятия новых технологических решений по реконструкции системы оповещения области обусловлено требованиями, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций". Этим указом определено, что комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации. Это предполагает обязательное включение в региональную систему оповещения муниципальных образований второго уровня, что позволяет сделать применение принятого к промышленному производству и сертифицированного в 2012 году нового комплекса оповещения П-166М, который способен передавать сигналы оповещения и информацию непосредственно по цифровым каналам связи и по существующей сети Интернет, а также сопрягается с уже смонтированным комплексом П-166. Создание системы оповещения на оборудовании П-166М требует разработки нового рабочего проекта, новых технологических решений и программного обеспечения. С этой целью необходимо принятие областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы" (далее - Программа). Действие областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция системы централизованного оповещения Псковской области на 2010-2014 годы" прекращено постановлением Администрации области от 12 октября 2012 г. N 539 "О досрочном прекращении действия областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция системы централизованного оповещения Псковской области на 2010-2014 годы".

Кроме того, в Псковской области функционирует 14 потенциально опасных объектов экономики, которые должны иметь локальные системы оповещения, создаваемые для оповещения работающего персонала и населения, проживающего в 2,5 км зоне от объекта. В ходе реконструкции системы оповещения необходимо предусмотреть создание современных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов и интеграцию их в общую систему оповещения.

Создание современной автоматизированной системы оповещения Псковской области значительно увеличит возможности органов исполнительной власти по доведению до руководящего состава муниципальных образований и населения области о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обеспечении безопасности граждан, сохранность их жизни и здоровья, что является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Псковской области и способствует повышению качества жизни населения области, что является задачей Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Необходимость решения проблемы программно-целевым методом определяется следующими факторами:

1. Высокой социальной значимостью вопросов комплексного и оперативного информирования об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций руководящего состава и всех групп населения.

2. Межведомственным характером проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, операторов связи.

3. Длительностью и необходимостью планирования решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.

4. Отсутствием в настоящее время целевого финансирования мероприятий по замене существующих средств оповещения на современные комплексы и невозможностью создания современной системы оповещения в приемлемые сроки исключительно за счет разовых дотаций из областного бюджета.

III. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Существующая система оповещения Псковской области введена в строй более 25 лет назад. В настоящее время в связи с естественным износом оборудования и переходом на новые системы связи и каналообразующие системы значительно снижены возможности системы по доведению информации до населения. В настоящее время процент охвата населения средствами оповещения составляет 75 %, а время доведения информации до жителей сельских волостей составляет до 40 минут. Таким образом, при средней скорости ветра в Псковской области 4-5 м/сек, при аварии на химически опасном объекте облако отравляющих веществ нанесет поражение населению, проживающему в 2,5 км зоне от очага поражения, через 10 минут или в четыре раза быстрее, чем будет доведена информация об аварии. Повысить процент охвата сигналами оповещения населения области при увеличении достоверности передаваемой информации, возможно только при проведении комплексной реконструкции существующей системы оповещения и переходе на комплекс оповещения П-166М.

Неприменение программно-целевого метода при решении этой задачи приведет к сохранению существующей негативной тенденции по снижению готовности существующей системы оповещения для действий по предназначению. В соответствии со сложившейся практикой будут осуществляться несистемные мероприятия в пределах текущего финансирования эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения.

При непрограммном подходе сохранятся:

1. неоправданно длительный срок решения проблемы, что приведет к дальнейшему ухудшению технического состояния системы оповещения и, возможно, полному ее выходу из строя, в результате чего не будет в полном объеме обеспечена безопасность населения и не будут выполнены требования существующего законодательства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»