(с изменениями на 5 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 03.04.2014 N 116
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 05.12.2013 N 571.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных программ" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области при формировании областного бюджета на 2013 год предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы".
3. Объем финансирования областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.
И.п. Губернатора области М.К. Жаворонков
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы"
ПАСПОРТ | |
Наименование областной долгосрочной целевой программы | "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Разработчик Программы | Управление специальных программ Администрации области |
Исполнитель-координатор Программы | Управление специальных программ Администрации области |
Исполнители Программы | Управление специальных программ Администрации области; |
Цели и задачи Программы | Цель: последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности населения и территорий от угроз природного и техногенного характера. |
Основные целевые индикаторы | Количество погибших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение количества погибших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 22 человека (10%) за время реализации Программы; |
Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности населения и экономики Псковской области. В связи с этим обеспечение защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач.
Анализ чрезвычайных ситуаций за 1997-2011 годы показал, что наиболее характерными для территории Псковской области являются чрезвычайные ситуации техногенного характера:
пожары, взрывы - 68,6%;
аварии на транспорте - 21,6%;
чрезвычайные ситуации на водных объектах - 5,5%;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения - 3,6%;
прочие - 0,7%.
В структуре чрезвычайных ситуаций техногенного характера преобладают пожары в жилой зоне, аварии на транспорте, где наблюдается максимальная гибель людей и максимальный материальный ущерб.
За 1997-2011 годы чрезвычайные ситуации природного характера составляют 7 % от общего числа чрезвычайных ситуаций. В структуре данного вида чрезвычайной ситуации преобладают лесные и торфяные пожары (80%), сильные ветры (7,5%), сильные снегопады (7,5%), сильные ливни (5%).
Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации составляет 1,5 - 2 % валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Среднегодовой экономический ущерб от природных чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Псковской области, составляет 1004,8 млн. руб., из них:
лесные и торфяные пожары - 46,0 млн. руб.;
сильные ветры - 244,4 млн. руб.;
сильные снегопады - 0,3 млн. руб.;
сильные ливни - 714,1 млн. руб.
На территории области создана система мониторинга прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, однако недостаточный уровень технического оснащения не позволяет оперативно провести качественный мониторинг возникших чрезвычайных ситуаций, накопить и обработать полученную информацию.
Своевременное представление данных мониторинга окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также качественное выполнение первоочередных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций значительно снизят ущерб от них.
Состояние социально-экономического развития Псковской области характеризуется высокими рисками в экономической сфере. К числу наиболее значимых рисков, относящихся к ведению области, относятся имущественные (ущерб имуществу области в результате аварий, пожаров, взрывов и стихийных бедствий), инфраструктурные (связанные с энергетическими, транспортными и инженерными системами жизнеобеспечения), экологические (связанные с загрязнением окружающей среды).
Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области опасных объектов. По территории области проходят 12300 км железнодорожных путей, газо-, нефтепродуктопроводов и автодорог.
Источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются взрывопожароопасные объекты:
нефтебазы, газонаполнительные станции, автогазозаправочные станции, предприятия и производства, использующие в технологических процессах жидкий аммиак, жидкий хлор, объекты электроэнергетики, объекты теплоэнергетики и жизнеобеспечения;
подземный магистральный газопровод Валдай-Псков-Рига (через Дновский, Порховский, Псковский и Печорский районы) - 182 км;
ответвления магистрального газопровода и межпоселковые газопроводы высокого давления (Порхов - Дедовичи - Бежаницы - Локня - Новосокольники - Великие Луки, Новосокольники - Невель, Старый Изборск - Раквере - Таллин, Псков - Псковский район);
участок нефтепровода (141 км) в две нитки с двумя нефтеперекачивающими станциями.
Только за 2011 год в Псковской области на взрывопожароопасных объектах произошло 1309 происшествий (за 2010 г. - 1416, снижение на 7,56%), погибло 264 чел. (за 2010 г. - 308 чел., снижение на 14,3%).
Для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области создана и успешно функционирует аварийно-спасательная служба Псковской области, являющаяся многопрофильной профессиональной службой, в состав которой входят водолазы, саперы, горноспасатели, газоспасатели, кинологи, специалисты по аммиачным и хлораторным установкам, специалисты по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, парамедики, специалисты по работе с аварийно-химически опасными веществами. Для усиления готовности сил и средств спасательных подразделений к действиям по предназначению требуется приобретение специальной спасательной техники и оборудования.
В целях сокращения техногенных аварий, количество которых в Российской Федерации ежегодно увеличивается, постоянно совершенствуется материально-техническая база аварийно-спасательных формирований. Для уменьшения сроков работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, увеличения количества спасенных людей, уменьшения материального ущерба применяется все более совершенное оборудование и техника. Однако оснащение аварийно-спасательной службы Псковской области не в полной мере соответствует современным требованиям. По состоянию на 01.08.2012 из всей имеющейся техники и оборудования современные образцы составляют только 4,7%.
Кроме того, потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды представляют 12 химически опасных, 96 пожаровзрывоопасных и 5 гидротехнических сооружений, расположенных на территории области.
В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 120 тысяч жителей области.
Для обеспечения зашиты населения Псковской области (неработающее население и дети) от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время на складах запасов имущества гражданской обороны Псковской области имеется 434557 противогазов. Данное имущество гражданской обороны переданное в казну Псковской области имеет истекшие сроки хранения и требует проведения лабораторных испытаний, освежения или утилизации.
Реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций позволит снизить количество погибших и пострадавших от чрезвычайных ситуаций, обеспечить безопасность людей, сохранить материальные ценности области, что отвечает задачам по стабилизации демографической ситуации области и повышению качества жизни населения, определенным Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
С учетом уровня угроз для безопасного развития области эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации различных ресурсов.
В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций существенное значение имеют система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений.
При применении программно-целевого метода будет осуществляться:
информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на чрезвычайные ситуации;
реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций или уменьшающих возможный ущерб.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода.
Основным риском этого варианта, связанным с наличием объективных и субъективных причин, является административный риск, то есть невыполнение исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы.
Способом ограничения административного риска является:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы обязательства;
механизм, стимулирующий исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Одним из рисков могут быть маловероятные чрезвычайные ситуации, нехарактерные для территории Псковской области.
Целью Программы является последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности населения и территорий от угроз природного и техногенного характера.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач.
Первоочередной задачей является совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Неотъемлемым условием достижения цели также является развитие и совершенствование материально-технической базы аварийно-спасательной службы Псковской области в области проведения аварийно-спасательных работ.
С целью повышения безопасности населения и территорий необходимо решение задачи по обеспечению радиационной, химической и биологической защиты населения Псковской области.
Программу предполагается реализовать с 2013 по 2016 год включительно.
Четыре года реализации Программы является необходимым и достаточным для совершенствования системы связи и взаимообмена информацией между федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, входящими в систему мониторинга и прогнозирования на территории области и формированиями, принимающими участие в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данный срок (4 года) позволит оценить эффективность программных мероприятий:
2013 год - приобретение информационного аналитического комплекса, подготовка исходных данных и разработка проектной документации на объекты капитального строительства, приобретение автомобильной техники и оборудования;
2014 год - создание базы данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Псковской области, организация взаимодействия со структурами, входящими в систему мониторинга Псковской области в диспетчерском режиме;
2015 - 2016 годы - плановая работа и оценка эффективности программных мероприятий, введение объектов капитального строительства в эксплуатацию.