Действующий

О развитии местного самоуправления в Архангельской области (с изменениями на 29 июля 2024 года)



II. Обоснование необходимости принятия и реализации Концепции


Существующая система местного самоуправления в Архангельской области сформировалась в ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, который (за исключением отдельных положений) вступил в силу с 1 января 2006 года.


За период действия Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ существенно изменились социально-экономическая ситуация в Российской Федерации и Архангельской области, законодательство Российской Федерации и межбюджетные отношения.


При этом в местном самоуправлении накопилось немало проблем. Среди основных - дефицит квалифицированных кадров и финансовых ресурсов. Недостаток финансовых средств на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в Архангельской области во многом обусловлен высоким уровнем дефицита и дотационным характером как областного, так и местных бюджетов, финансовые возможности которых существенно ограничены.


Проблема практически каждого муниципального образования Архангельской области (далее - муниципальное образование) - отсутствие кадров. Низкий уровень подготовки специалистов отражается на каждой из сфер деятельности муниципального образования. Это касается муниципального нормотворчества, оказания муниципальных услуг, решения вопросов местного значения, отношений с контрольными и надзорными органами. Одним из основных инструментов в решении проблем, касающихся кадрового обеспечения органов местного самоуправления, является резерв управленческих кадров, работа по формированию которого в каждом муниципальном образовании требует повышенного внимания.


Географическое расположение, большая площадь территории, низкая плотность населения, низкая транспортная доступность, большая протяженность отопительного периода оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Архангельской области, создавая определенные трудности в реализации органами местного самоуправления своих полномочий.


Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года в качестве важнейшей задачи определил уточнение общих принципов организации местного самоуправления и развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.


С принятием федеральных законов от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ) и от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ) наступил новый этап развития местного самоуправления в Российской Федерации.


Значительными полномочиями в сфере организации местного самоуправления наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по разграничению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, определению структуры органов местного самоуправления. Ранее данные полномочия были урегулированы в законодательстве Российской Федерации либо решались муниципальными образованиями самостоятельно.


Изложенные обстоятельства требуют нового концептуального подхода и формирования системных ориентиров в сфере организации местного самоуправления для органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления. Наличие указанных вызовов предопределило необходимость систематизации работы в данном направлении и формирования единого документа - концепции.