Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.12.2013)

III. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА НА 2013 - 2020 ГОДЫ"


(в ред. постановлений Правительства Амурской области
от 27.02.2013 N 76, от 17.04.2013 N 178,
от 29.05.2013 N 254, от 28.08.2013 N 385,
от 05.12.2013 N 614, от 19.12.2013 N 668)

1. Паспорт
подпрограммы

1.

Наименование подпрограммы

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства на 2013 - 2020 годы" (далее - подпрограмма)

2.

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта)

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"

3.

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Амурской области

4.

Основной разработчик подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Амурской области

5.

Цель подпрограммы

Повышение конкурентоспособности мясного скотоводства

6.

Основные задачи подпрограммы

Увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами, с внедрением новых технологий их содержания и кормления

7.

Перечень основных мероприятий

1. Поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления.

(п. 1 в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

2. Развитие мясного скотоводства

3. Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства

(п. 3 введен постановлением Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

8.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2020 гг.

9.

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Общие расходы на реализацию подпрограммы составляют 5097050 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета -
1966752 тыс. рублей, из них по годам:

2013 г. - 50819 тыс. рублей;
2014 г. - 1158 тыс. рублей;
2015 г. - 1228 тыс. рублей;
2016 г. - 303051 тыс. рублей;
2017 г. - 547751 тыс. рублей;
2018 г. - 3781712 тыс. рублей;
2019 г. - 331441 тыс. рублей;
2020 г. - 349592 тыс. рублей;

из внебюджетных источников - 3130298 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 г. - 165177 тыс. рублей;
2014 г. - 404968 тыс. рублей;
2015 г. - 640890 тыс. рублей;
2016 г. - 450601 тыс. рублей;
2017 г. - 601134 тыс. рублей;
2018 г. - 305008 тыс. рублей;
2019 г. - 278019 тыс. рублей;
2020 г. - 284501 тыс. рублей

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 28.08.2013 N 385, от 05.12.2013 N 614, от 19.12.2013 N 668)

10.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Рост основных показателей в 2020 г. по сравнению с 2012 г.:
- поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, увеличится в 3,8 раза и составит 59,4 тыс. голов, в том числе поголовье коров увеличится в 3,8 раза и составит 20,9 тыс. голов;
- производство высококачественной говядины увеличится в 2,3 раза и составит 5,5 тыс. тонн

(п. 10 в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)


2. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным методом

Мясное скотоводство области является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.

Численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области с 2007 по 2010 год сократилась с 107,5 тыс. голов до 87,7 тыс. голов, а производство мяса говядины соответственно с 7,8 до 6,8 тыс. тонн в убойном весе.

Несмотря на то, что в 2011 году наблюдался небольшой рост объемов производства мяса (2,5%), в развитии специализированного мясного скотоводства в Амурской области остается много нерешенных проблем.

Основным источником производства говядины в области в последние годы являются выбракованные коровы, сверхремонтный молодняк молочного стада.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1. Низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне 10%.

В 2011 году в области имелось 2 племенных репродуктора, в которых содержалось всего 1,8 тыс. голов, в том числе 1,02 тыс. коров. Из этих хозяйств было продано на племя 580 голов молодняка за 2011 год. Максимально от имеющихся коров можно получить 500 телок, что явно недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства.

Государственная поддержка племенного скотоводства из областного бюджета в размере 7000 рублей на корову в год, при наличии теленка к отъему в возрасте 6 - 8 месяцев показала свою эффективность.

2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности имеющегося в области скота мясных пород в товарных (коммерческих) стадах.

В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных репродукторах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.

Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами использования быков-производителей, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой 300 - 350 кг вместо 450 - 500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента в области означает, что на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35% сверхремонтных бычков, 65 - 70% бычков реализуют не откормленными в возрасте 7 - 8 месяцев.

Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обуславливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступившее в розницу.

Необходимо проводить стимулирование откорма до более высокой живой массы. Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.

Современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом отсутствует в большинстве мясных ферм области. Во многих действующих мясных фермах действует неэффективная технология содержания молодняка в капитальных помещениях, раздача кормов и уборка навоза производятся энергоемким оборудованием.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных видов кормов для откормочного контингента.

Естественные кормовые угодья во всех районах области имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а приросты в сутки снижаются до 250 - 400 граммов.

В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 19 - 20% вместо 35 - 36%, характерных для зарубежной практики.

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие. Необоснованно удорожается стоимость кормов в издержках производства говядины.

6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Убыточность отрасли зависит от многих причин, но в определенной степени она обусловлена низкими зоотехническими показателями:

- выход телят составляет менее 80% вместо 85 - 90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства;