Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.12.2013)

II. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОДОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА НА 2013 - 2020 ГОДЫ"


(в ред. постановлений Правительства Амурской области
от 27.02.2013 N 76, от 22.03.2013 N 113,
от 17.04.2013 N 178, от 29.05.2013 N 254,
от 28.08.2013 N 385, от 25.09.2013 N 438,
от 23.10.2013 N 516, от 05.12.2013 N 614,
от 19.12.2013 N 668)

1. Паспорт
подпрограммы

1.

Наименование подпрограммы

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства на 2013 - 2020 годы

2.

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта)

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"

3.

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Амурской области

4.

Основной разработчик подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Амурской области

5.

Цели подпрограммы

Обеспечение продовольственной безопасности Амурской области по основным видам продукции животноводства.
Создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства, конкурентоспособности отечественной животноводческой продукции и продуктов ее переработки

6.

Основные задачи подпрограммы

1. Увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства.
2. Развитие социально значимых отраслей: северного оленеводства, коневодства, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни и занятости отдельных народов Дальнего Востока.

3. Развитие переработки продукции животноводства

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 17.04.2013 N 178)

7.

Перечень основных мероприятий

1. Поддержка племенного животноводства.

2. Развитие молочного скотоводства.

3. Поддержка северного оленеводства и поддержка коневодства.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 17.04.2013 N 178)

4. Строительство и реконструкция объектов производственной инфраструктуры в животноводстве.

(п. 4 в ред. постановления Правительства Амурской области от 17.04.2013 N 178)

5. Поддержка развития рыбоводческих хозяйств.

6. Развитие свиноводства.

7. Уплата страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства.

(п. 7 в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

8. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием кормов.

(п. 8 в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.05.2013 N 254)

9. Развитие сельскохозяйственного производства с уклоном на животноводство и интенсивное кормопроизводство в закрытых пограничных территориях поймы р. Амур.

(п. 9 введен постановлением Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

10. Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства

(п. 10 введен постановлением Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

8.

Сроки реализации подпрограммы

2013 - 2020 гг.

9.

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Общие расходы на реализацию подпрограммы составляют 17733911,138 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета - 2356614,138 тыс. рублей, из них по годам:

2013 г. - 350184,138 тыс. рублей;
2014 г. - 4181 тыс. рублей;
2015 г. - 4462 тыс. рублей;
2016 г. - 375107 тыс. рублей;
2017 г. - 404444 тыс. рублей;
2018 г. - 403748 тыс. рублей;
2019 г. - 402254 тыс. рублей;
2020 г. - 412234 тыс. рублей;

из местного бюджета - 33800 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 г. - 3900 тыс. рублей;
2014 г. - 4100 тыс. рублей;
2015 г. - 4300 тыс. рублей;
2016 г. - 4300 тыс. рублей;
2017 г. - 4300 тыс. рублей;
2018 г. - 4300 тыс. рублей;
2019 г. - 4300 тыс. рублей;
2020 г. - 4300 тыс. рублей;

из внебюджетных источников - 15343497 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 г. - 1816500 тыс. рублей;
2014 г. - 1901342 тыс. рублей;
2015 г. - 1965279 тыс. рублей;
2016 г. - 1764122 тыс. рублей;
2017 г. - 1856265 тыс. рублей;
2018 г. - 1917869 тыс. рублей;
2019 г. - 2011893 тыс. рублей;
2020 г. - 2110227 тыс. рублей

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 28.08.2013 N 385, от 23.10.2013 N 516, от 05.12.2013 N 614, от 19.12.2013 N 668)

10.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

1. Увеличение производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий до 65,7 тыс. тонн.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

2. Потребление мяса на душу населения - с 59,4 до 74 кг.

3. Средний уровень товарности скота и птицы - с 75 до 80%, в том числе птицы - с 93 до 95%.

4. Глубина переработки скота - с 65 до 83%, птицы - с 73 до 93%.

5. Увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий до 211,5 тыс. тонн.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

6. Увеличение производства сыров и сырных продуктов до 3,3 тыс. тонн.

7. Увеличение производства масла сливочного до 1,26 тыс. тонн.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

8. Потребление молока и молочных продуктов на душу населения - с 164,6 до 223 кг.

9. Рост товарности молока - с 35 до 45%.

10. Увеличение поголовья северных домашних оленей до 6,5 тыс. голов.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76)

11. Увеличение поголовья лошадей до 15,3 тыс. голов.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 17.04.2013 N 178)

12. Утратил силу. - Постановление Правительства Амурской области от 27.02.2013 N 76


2. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным методом

Подпрограмма охватывает мясной и молочный подкомплексы, включающие в себя отрасли по производству мяса и молока всех видов, их первичную и глубокую переработку, логистику, регулирование мясного и молочного рынков.

Мясной и молочный подкомплексы являются одними из основных жизнеобеспечивающих секторов местного аграрного производства, оказывающими решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения страны, и важнейшим фактором, определяющим здоровье нации.

В период 90-х годов в агропромышленном комплексе начали развиваться негативные процессы, связанные с ухудшением финансового состояния сельхозтоваропроизводителей и падением производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

В Амурской области за 1990 - 2000 годы поголовье крупного рогатого скота снизилось в 3,3 раза, в том числе коров - в 2,4 раза, свиней - в 4,2 раза, птицы - в 4,5 раза.

Сокращение объемов производства продукции животноводства отразилось на уровне обеспеченности населения области продуктами питания, а перерабатывающей промышленности - сырьем. Потребление на душу населения за 20 лет реформирования уменьшилось: молока - с 334 до 164,6 кг, мяса - с 74 до 59,4 кг, вместе с тем увеличилось потребление яиц - с 234 до 310 шт. в год, причем удельный вес животноводческой продукции собственного производства в сравнении с рациональными нормами потребления составил соответственно 50, 82, 119%.

Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" полностью подтвердила правильность выбранного курса аграрной политики. Начиная с 2008 года, направления по развитию сельского хозяйства, реализующиеся в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", продолжили свое развитие в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года N 446).

В области была принята долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Амурской области на 2009 - 2012 годы".

Необходимо отметить, что комплекс мер, направленных на улучшение социально-экономического положения в аграрной сфере, в том числе государственная поддержка, осуществляемая из бюджетов всех уровней, работа по повышению эффективности использования бюджетных средств, позволили создать положительную динамику развития отрасли животноводства.

Завершается строительство животноводческих комплексов, строятся мини-фермы на базе крестьянских фермерских хозяйств молочного направления в Мазановском, Сковородинском, Зейском районах. Продолжается работа в северных территориях области по развитию мясного скотоводства.

Начиная с 2006 г. по 2011 г., прослеживается тенденция роста количественных и качественных показателей мясного животноводства. Собственное производство скота и птицы на убой в живом весе выросло до 54,1 тыс. тонн, в т.ч. птицы - до 26,4 тыс. тонн, свиней - до 13,2 тыс. тонн, крупного рогатого скота - до 12,6 тыс. тонн. В 2011 году потребление мяса относительно рациональной нормы составляло 82%.

Существенное значение в обеспечении роста производства мяса имела государственная поддержка в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006 - 2007 гг. и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. Кроме того, была реализована отраслевая региональная программа "Развитие мясного скотоводства в Амурской области на 2011 - 2012 годы".

К 2011 г. в подотраслях мясного животноводства сложилась следующая ситуация:

производство на убой птицы и свиней обеспечивает основной рост в мясном животноводстве и имеет хороший ресурсный, технологический и инвестиционный потенциал развития в режиме импортозамещения и перехода на собственную продукцию;

производство крупного рогатого скота на убой стабилизировалось на уровне 12,6 тыс. тонн в живой массе, однако для кардинального изменения ситуации в подотрасли и создания условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота в долгосрочной перспективе;

другие подотрасли (овцеводство, оленеводство, коневодство) не оказывают существенного влияния на общий объем производства мяса в области, но выполняют важную социальную функцию поддержания традиционного уклада жизни, занятости населения и реально могут иметь спрос в плане производства деликатесной продукции;

существенно улучшилась ситуация с мясопереработкой в наиболее технологичных и инвестиционно привлекательных подотраслях мясного животноводства, созданы предпосылки для дальнейшей ее модернизации;

реализуются проекты по созданию современных высокотехнологичных предприятий по убою и первичной переработке скота, освоению технологий глубокой переработки мясосырья и расширения ассортимента вырабатываемой мясной продукции;

наращиваются объемы комбикормового производства за счет максимальной загрузки имеющихся мощностей, реконструкции и модернизации существующих комбикормовых предприятий, позволяющих вырабатывать высококачественные конкурентоспособные комбикорма для различных половозрастных групп животных.

Позитивные результаты развития мясного животноводства в последние годы дают основания полагать, что в следующее десятилетие отрасль не только обеспечит внутренние потребности населения региона в большинстве видов мяса, но и позволит перейти к активному наращиванию его поставок в другие регионы.

При этом, несмотря на стабилизацию и рост производства мяса потребность населения Амурской области в мясе и мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается только на 61,4%.

Основными проблемами являются:

невысокий уровень комплексной интеграции в единый технологический комплекс первичных производителей мяса, научных центров, банковского капитала, предприятий комбикормовой промышленности и мясоперерабатывающей, торговых сетей и предприятий, осуществляющих глубокую переработку мясосырья;

снижение конкурентоспособности мяса местного производства в сравнении с импортом в силу диспропорции цен на промышленную (ресурсы) и сельскохозяйственную продукцию, низкий уровень поддержки в сравнении с развитыми регионами по животноводству;

убыточность производства крупного рогатого скота требует дополнительных мер поддержки с целью привлечения в подотрасль масштабных инвестиций, реализации региональных программ и крупных проектов, способствующих ускоренному развитию специализированного мясного скотоводства;

недостаточный уровень развития инфраструктуры (логистики) мясного рынка, высокая степень износа основных производственных фондов, что приводит к дополнительным издержкам;