ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 19 августа 2009 года N 723

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО И БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРОРТА"

 (в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.09.2009 N 871, от 10.12.2009 N 1108, от 10.02.2010 N 60, от 03.06.2010 N 428, от 23.07.2010 N 604, от 10.08.2010 N 654, от 15.10.2010 N 900, от 29.11.2010 N 1070, от 06.12.2010 N 1075, от 08.12.2010 N 1139, от 17.12.2010 N 1178, от 17.12.2010 N 1179, от 27.12.2010 N 1230, от 02.03.2011 N 156, от 05.04.2011 N 305, от 11.10.2011 N 1159, от 18.10.2011 N 1198, от 13.04.2012 N 386, от 24.05.2012 N 585, от 09.06.2012 N 632, от 30.10.2012 N 1291, от 21.11.2012 N 1353, от 14.12.2012 N 1509, от 22.03.2013 N 256, от 28.03.2013 N 296, от 25.04.2013 N 403, от 01.07.2013 N 690, от 25.07.2013 N 809, от 05.08.2013 N 850, от 27.08.2013 N 927, от 03.09.2013 N 969, от 07.10.2013 N 1138, от 14.10.2013 N 1194, от 25.11.2013 N 1354, от 25.11.2013 N 1355, от 06.12.2013 N 1420, от 09.12.2013 N 1421, от 18.12.2013 N 1492, от 26.12.2013 N 1545, от 30.10.2014 N 1184)


В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991 "О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 1485-р, в целях строительства олимпийских объектов и выполнения мероприятий, связанных с их строительством,

постановляю:

1. Утвердить краевую целевую программу "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи передать исполнительным органам государственной власти Краснодарского края - государственным заказчикам мероприятий краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" (далее - Программа) в установленном законодательством порядке проектно-сметную документацию, разработанную органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по объектам строительства и реконструкции, указанным в Программе.

3. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Краснодарского края.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края А.А. Саурина.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня признания утратившим силу Закона Краснодарского края от 13 марта 2008 года N 1405-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта".

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ



Приложение


Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 19 августа 2009 года N 723

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО И БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРОРТА"

 (в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2011 N 1159, от 13.04.2012 N 386, от 24.05.2012 N 585, от 09.06.2012 N 632, от 30.10.2012 N 1291, от 21.11.2012 N 1353, от 14.12.2012 N 1509, от 22.03.2013 N 256, от 28.03.2013 N 296, от 25.04.2013 N 403, от 01.07.2013 N 690, от 25.07.2013 N 809, от 05.08.2013 N 850, от 27.08.2013 N 927, от 03.09.2013 N 969, от 07.10.2013 N 1138, от 14.10.2013 N 1194, от 25.11.2013 N 1354, от 25.11.2013 N 1355, от 06.12.2013 N 1420, от 09.12.2013 N 1421, от 18.12.2013 N 1492, от 26.12.2013 N 1545, от 30.10.2014 N 1184)

Паспорт краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта"

Наименование программы

краевая целевая программа "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991 "О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта"
протокол заседания краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации Краснодарского края от 14 января 2008 года N 7

Координатор Программы

департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года

Государственные заказчики, ответственные за выполнение мероприятий и исполнители мероприятий Программы

департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года
департамент строительства Краснодарского края
департамент автомобильных дорог Краснодарского края министерство здравоохранения Краснодарского края
департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, министерство промышленности и энергетики Краснодарского края
департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
министерство культуры Краснодарского края
департамент транспорта Краснодарского края
департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края
департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края
департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края
департамент образования и науки Краснодарского края
департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края
департамент имущественных отношений Краснодарского края
управление экономики и целевых программ Краснодарского края государственное учреждение Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса" государственное казенное учреждение Краснодарского края "Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса"
государственное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края"
государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края"
органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи (по согласованию)

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2012 N 632, от 21.11.2012 N 1353, от 22.03.2013 N 256)

Цели и задачи Программы

стратегические цели:
проведение в городе Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
тактические цели:
развитие инфраструктуры города Сочи и создание условий для формирования горноклиматического курорта международного уровня и максимизации постолимпийского эффекта для развития города Сочи
частичное обеспечение выполнения обязательств заявочной книги по подготовке города Сочи к приему гостей и зрителей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в отношении облика, услуг и инфраструктур г. Сочи
развитие инфраструктур (инженерной, транспортной, социальной), повышение качества проживания и гостеприимства в городе Сочи
формирование в отдельных городских зонах нового облика города в соответствии с его особым статусом столицы проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
задачи:
выполнение мероприятий Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991
строительство (реконструкция, капитальный ремонт) отдельных объектов инженерной инфраструктуры с учетом требований и рекомендаций Международного олимпийского комитета по обеспечению функционирования спортивных объектов, а также с учетом обеспечения функционирования отдельных объектов туристской деятельности, жилищного фонда (в том числе вновь создаваемого в связи с изъятием недвижимого имущества для размещения олимпийских объектов), торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры и иных объектов, связанных с удовлетворением потребностей жителей города Сочи, участников и гостей Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года
строительство (реконструкция, капитальный ремонт, ремонт) объектов транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети в целях обеспечения организации транспортного и пешеходного движения во время проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в соответствии с требованиями и рекомендациями Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета
строительство и (или) реконструкция объектов здравоохранения, отвечающих требованиям и рекомендациям Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета по вопросам оказания медицинской помощи участникам и гостям Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года
строительство объектов жилищного фонда, необходимого для переселения граждан в связи с изъятием у них недвижимого имущества в целях размещения объектов краевого (муниципального) значения, а также для размещения персонала, привлеченного в город Сочи из других регионов для работы во время проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года
строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения социальных потребностей граждан, переселяемых на новое место жительства в связи с изъятием у них недвижимого имущества для размещения олимпийских объектов, а также граждан, привлеченных в город Сочи из других регионов для работы во время проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года
осуществление отдельных мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду
строительство и (или) реконструкция, капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения, объектов культуры, физической культуры и спорта, строительство и капитальный ремонт жилых домов
обеспечение доступности отдельных объектов городской среды для маломобильных групп населения
выполнение отдельных мероприятий, связанных с необходимостью подготовки объектов культуры города Сочи, коммунального хозяйства, а также жителей города Сочи к приему участников и гостей Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года
обеспечение в установленном законодательством порядке предоставления бюджетных инвестиций на проектирование и строительство трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности и объектов инфраструктуры, обеспечивающих ее функционирование, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N ДК-П9-9085 (пункт 1), от 20 июля 2011 года N ДК-П9-5095, от 15 сентября 2011 года N ДК-П9-177пр (пункт 4.6)
обеспечение в установленном законодательством порядке предоставления бюджетных инвестиций в целях организации системы сбора, вывоза и переработки твердых бытовых отходов с территории города Сочи в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 13 марта 2012 года N ДК-П9-40пр (пункт 3), от 12 апреля 2012 года N ДК-П9-67пр (пункт 3.3)

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2012 N 632)

Срок реализации Программы

2008 год <*>
1-й этап: 2009 - 2010 годы
2-й этап: 2011 - 2013 годы
3-й этап: 2014 - 2016 годы

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.10.2014 N 1184)

Объемы и источники финансирования Программы

объем финансирования:
1-й этап: 29371864,2 тыс. рублей, в том числе: 15309759,7 тыс. рублей - из средств федерального бюджета; 13343195,0 тыс. рублей - из средств краевого бюджета; 718909,5 тыс. рублей - из средств местного бюджета (с учетом 2008 года - 30784683,2 тыс. рублей, в том числе: 15809759,7 тыс. рублей - из средств федерального бюджета; 14104253,0 тыс. рублей - из средств краевого бюджета; 870670,5 тыс. рублей - из средств местного бюджета <*>)
2-й этап: 91061348,0 тыс. рублей, в том числе: 70900000,0 тыс. рублей - из средств федерального бюджета; 19493098,6 тыс. рублей - из средств краевого бюджета; 668249,4 тыс. рублей - из средств местного бюджета

3-й этап: 3836645,1 тыс. рублей, из них: 3452980,5 тыс. рублей - из средств федерального бюджета, возвращенных в краевой бюджет из федерального бюджета в соответствии с решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о наличии потребности в использовании на те же цели части средств остатка субсидий из федерального бюджета, полученных на реализацию Программы и не использованных в предыдущие финансовые периоды; 383664,6 тыс. рублей - из средств краевого бюджета

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2012 N 585, от 09.06.2012 N 632, от 21.11.2012 N 1353, от 28.03.2013 N 296, от 25.07.2013 N 809, от 05.08.2013 N 850, от 27.08.2013 N 927, от 14.10.2013 N 1194, от 06.12.2013 N 1420, от 09.12.2013 N 1421, от 26.12.2013 N 1545, от 30.10.2014 N 1184)

Контроль за выполнением Программы

контроль за выполнением Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края

________________

<*> В 2008 году действовал Закон Краснодарского края от 13 марта 2008 года N 1405-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта".

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2007 году было принято решение о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Перед Российской Федерацией встала задача подготовки к проведению Игр в соответствии с высочайшим уровнем ожиданий и запросов, предъявляемых к олимпийской столице.

При этом большинство российских городов, включая крупные агломерации, испытывает ограничения в своем социально-экономическом развитии, связанные с тем, что имеющаяся городская инфраструктура (транспортная, энергетическая, жилищно-коммунальная, социальная, туристическая, информационная и другая) не отвечает требованиям нового времени и не всегда позволяет обеспечивать достойное качество жизни населения, а также высокий уровень приема гостей города.

За всю современную историю Игр ни одна олимпийская столица не имела столь слабых стартовых позиций с точки зрения инфраструктуры, человеческого капитала, управленческого потенциала, какие существовали в момент запуска проекта по подготовке к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года у города Сочи.

Рамки требований и ожиданий Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, предъявляемых к городам, принимающим Игры, гарантии и обязательства Российской Федерации задают для России новые стандарты урбанизма, где городская инфраструктура комплексно оценивается с точки зрения комфортности проживания и пребывания в ней гостей города.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - федеральная программа), которая предусматривает комплексный подход к решению вопросов развития курорта с учетом предстоящего проведения в 2014 году XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (далее - Зимние Игры), а также необходимости приведения в соответствие с международными требованиями транспортной и инженерной инфраструктуры, энергетики, туристской инфраструктуры курорта.

Мероприятия федеральной программы носят межотраслевой характер. Ответственными исполнителями отдельных мероприятий по строительству олимпийских объектов являются администрация Краснодарского края и органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи. Предполагается привлечение средств бюджета муниципального образования город-курорт Сочи.

Реализация мероприятий, направленных на модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры, позволит улучшить эстетический вид улиц, внутриквартальных и внутридворовых территорий города Сочи. В результате проведения капитального ремонта объектов краевой и муниципальной собственности значительно улучшится материально-техническая база отраслей здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. В результате реализации мероприятий, связанных с транспортной инфраструктурой, увеличится протяженность автомобильных дорог, в том числе реконструированных и отремонтированных.

В целях реализации вышеуказанных мероприятий администрацией Краснодарского края была разработана и утверждена Законом Краснодарского края от 13 марта 2008 года N 1405-КЗ краевая целевая программа "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" со сроком реализации 2008 - 2013 годы.

В связи с признанием утратившим силу вышеуказанного Закона разработано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2009 года N 723 "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта".

Согласно протоколу совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 23 июля 2010 года N ДК-П9-99пр администрации Краснодарского края поручено скорректировать Программу, в том числе состав программных мероприятий, учитывая при этом новые условия софинансирования реализации Программы с 1 января 2011 года. Это обусловило выделение в сроке реализации Программы двух этапов: 1-й этап - с 2009 года по 2010 год; 2-й этап - с 2011 года по 2013 год с формированием по каждому этапу самостоятельной отчетной информации об итогах реализации Программы и оценки эффективности ее реализации, а также формированием новой редакции Программы, мероприятия которой предусмотрены к реализации в ходе 2-го этапа. По окончании 1-го этапа, по состоянию на 1 января 2011 года, проводится инвентаризация результатов реализации мероприятий 1-го этапа Программы в 2009 - 2010 годах в пообъектной разбивке (в том числе с точки зрения исполнения мероприятий, достижения установленных целевых показателей, освоения средств и образования неиспользованных остатков бюджетных средств всех уровней). В 2014 - 2016 годах в рамках 3-го этапа Программы предусматривается реализация мероприятия в целях развития города Сочи как горноклиматического курорта и выполнения Программы постолимпийского использования олимпийских объектов.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.10.2014 N 1184)

Общий объем финансирования Программы в 2008 <*> - 2016 годах составляет 122229695,8 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - в сумме 86709759,7 тыс. рублей, краевого бюджета - 33981016,2 тыс. рублей и местного бюджета - 1538919,9 тыс. рублей, и направлен на реализацию 182 мероприятий.

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2012 N 585, от 09.06.2012 N 632, от 21.11.2012 N 1353, от 28.03.2013 N 296, от 25.07.2013 N 809, от 05.08.2013 N 850, от 27.08.2013 N 927, от 14.10.2013 N 1194, от 06.12.2013 N 1420, от 09.12.2013 N 1421, от 26.12.2013 N 1545, от 30.10.2014 N 1184)

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, в целях решения инфраструктурной проблемы как основополагающего элемента для реализации инвестиционных проектов развития курорта и строительства олимпийских объектов.

Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:

комплексный подход к решению проблемы - цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития города Сочи и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы;

распределение полномочий и ответственности - в рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Стратегической целью настоящей Программы является проведение в городе Сочи Зимних Игр.

Тактические цели Программы:

развитие инфраструктуры города Сочи и создание условий для формирования горноклиматического курорта мирового уровня и максимизации постолимпийского эффекта для развития города Сочи;

частичное обеспечение выполнения обязательств заявочной книги по подготовке города Сочи к приему гостей и зрителей Зимних Игр в отношении облика, услуг и инфраструктур г. Сочи;

развитие инфраструктур (инженерной, транспортной, социальной), повышение качества проживания и гостеприимства в городе Сочи;

формирование в отдельных городских зонах нового облика города в соответствии с его особым статусом столицы проведения Зимних Игр.

Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:

выполнение возложенных на администрацию Краснодарского края и администрацию города Сочи обязательств по реализации мероприятий федеральной программы;

строительство (реконструкция, капитальный ремонт) отдельных объектов инженерной инфраструктуры с учетом требований и рекомендаций Международного олимпийского комитета по обеспечению функционирования спортивных объектов, а также с учетом обеспечения функционирования отдельных объектов туристской деятельности, жилищного фонда (в том числе вновь создаваемого в связи с изъятием недвижимого имущества для размещения олимпийских объектов), торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры и иных объектов, связанных с удовлетворением потребностей жителей города Сочи, участников и гостей Зимних Игр;

строительство (реконструкция, капитальный ремонт, ремонт) объектов транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети в целях обеспечения организации транспортного и пешеходного движения во время проведения Зимних Игр в соответствии с требованиями и рекомендациями Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета;

строительство и (или) реконструкция объектов здравоохранения, отвечающих требованиям и рекомендациям Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета по вопросам оказания медицинской помощи участникам и гостям Зимних Игр;

строительство объектов жилищного фонда, необходимого для переселения граждан в связи с изъятием у них недвижимого имущества в целях размещения объектов краевого (муниципального) значения, а также для размещения персонала, привлеченного в город Сочи из других регионов для работы во время проведения Зимних Игр;

строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения социальных потребностей граждан, переселяемых на новое место жительства в связи с изъятием у них недвижимого имущества для размещения олимпийских объектов, а также граждан, привлеченных в город Сочи из других регионов для работы во время проведения Зимних Игр;

осуществление отдельных мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду;

строительство и (или) реконструкция, капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения, объектов культуры, физической культуры и спорта, строительство и капитальный ремонт жилых домов;

обеспечение доступности отдельных объектов городской среды для маломобильных групп населения;

выполнение отдельных мероприятий, связанных с необходимостью подготовки объектов культуры города Сочи, коммунального хозяйства, а также жителей города Сочи к приему участников и гостей Зимних Игр;

обеспечение в установленном законодательством порядке предоставления бюджетных инвестиций на проектирование и строительство трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности и объектов инфраструктуры, обеспечивающих ее функционирование, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N ДК-П9-9085 (пункт 1), от 20 июля 2011 года N ДК-П9-5095, от 15 сентября 2011 года N ДК-П9-177пр (пункт 4.6), а также на организацию системы сбора, вывоза и переработки твердых бытовых отходов с территории города Сочи в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 13 марта 2012 года N ДК-П9-40пр (пункт 3), от 12 апреля 2012 года N ДК-П9-67пр (пункт 3.3).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»