1. Подготовка и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края "Об избирательной комиссии Краснодарского края", настоящим Законом, иными законами Краснодарского края.
2. При подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
3. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами, обязательны для исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
4. При подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов, поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Краснодарского края.
5. Подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края осуществляют:
избирательная комиссия Краснодарского края;
окружные избирательные комиссии;
территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края обеспечивает избирательная комиссия Краснодарского края, на которую настоящим Законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению указанных выборов (окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий).
Окружная избирательная комиссия является вышестоящей для территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Территориальная избирательная комиссия является вышестоящей для участковых избирательных комиссий, действующих на соответствующей территории. Территориальная избирательная комиссия, сформированная для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, является вышестоящей для указанных участковых избирательных комиссий.
Участковые избирательные комиссии уточняют списки избирателей, обеспечивают информирование избирателей, устанавливают итоги голосования на соответствующем избирательном участке.
6. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
7. Окружная избирательная комиссия может не формироваться в случае возложения ее полномочий на территориальную избирательную комиссию, действующую на постоянной основе и сформированную в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае". Такое возложение полномочий окружной избирательной комиссии, установленных настоящим Законом, на соответствующую территориальную избирательную комиссию возможно в случае, если границы одномандатного избирательного округа по выборам депутата Законодательного Собрания Краснодарского края совпадают с границами муниципального образования или одномандатный избирательный округ образован в границах части территории муниципального образования, и производится решением избирательной комиссии Краснодарского края, согласованным с территориальной избирательной комиссией. Согласие членов соответствующей территориальной избирательной комиссии на такое возложение полномочий оформляется решением данной избирательной: комиссии. Решение избирательной комиссии Краснодарского края о таком возложении полномочий принимается не позднее чем через пять дней со дня принятия решения о назначении выборов, в течение трех дней направляется в соответствующие избирательные комиссии и публикуется в периодических печатных изданиях.
8. Перечень территориальных избирательных комиссий, привлекаемых к подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, определяется избирательной комиссией Краснодарского края с учетом схемы образования одномандатных избирательных округов в соответствии с критериями, установленными Законом Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае".
9. Окружные и участковые избирательные комиссии формируются в порядке и сроки, установленные Законом Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае". Окружная избирательная комиссия формируется не ранее чем через десять дней со дня опубликования в периодических печатных изданиях сообщения о начале формирования соответствующих окружных избирательных комиссий и не позднее чем за 70 дней до дня голосования в количестве 7-14 членов с правом решающего голоса.
10. При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на краевом уровне или на более высоком уровне, может быть назначен наблюдатель. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
11. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в участковых и иных избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
12. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется,,
13. Документ, указанный в пункте 12 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления протокола об итогах голосования на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения.
14. Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 13 настоящей статьи;
в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем: при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 13 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;