ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
от 02 декабря 1996 года N 54-КЗ
ОБ ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Принят Законодательным собранием Краснодарского края
19 ноября 1996 года
В ред. Законов Краснодарского края
от 17.12.2001 N 423-КЗ НГР:ru23000200100481 , от 26.06.2002 N 497-КЗ НГР:ru23000200200199
Закон утратил силу см. Закон Краснодарского края
от 05.11.2002 г. N 532-КЗ НГР:ru23000200200392
Настоящий Закон определяет правовые основы особого регулирования земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, создания в Краснодарском крае экономических условий для повышения плодородия почв как основы жизни и деятельности жителей Кубани и принимается и соответствии со статьями 1 и 4 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края от 30 января 1996 года.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
самовольное занятие земельного участка - использование земельного участка физическим или юридическим лицом до оформления в установленном порядке документов на него;
противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земельного участка, - принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением своих полномочий;
нерациональное использование сельскохозяйственных угодий - нецелевое использование сельскохозяйственных угодий в течение одного сельскохозяйственного года, несвоевременная раскорчевка списанных многолетних насаждений и неиспользование земель под ними в сельскохозяйственном производстве в течение одного года. Определение показателей по признакам нерационального использования сельскохозяйственных угодий при привлечении к административной ответственности органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной земель, производится на основании Перечня признаков нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения (приложение);
невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, - необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных соответствующими решениями и проектными материалами объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов;
использование земельного участка не по целевому назначению - фактическое использование земельного участка, не соответствующее его целевому назначению;
нарушение установленного режима землепользования - несоблюдение ограничений по использованию земельного участка, установленных земельным и градостроительным законодательством (деградация, загрязнение, захламление, нарушение земель, другие негативные воздействия хозяйственной деятельности);
захламление земель - накопление (складирование) на земельных участках коммунально - бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и других материалов в непредусмотренных для этих целей местах;
порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв;
несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям - невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, - внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, разработка карьеров, строительство очистных сооружений и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил, приводящие к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, что приводит к необходимости установления ограничений по использованию земель;
искажение сведений о состоянии и использовании земель - предоставление недостоверных сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий (включая сокрытие посевных площадей), об объемах выполненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - непринятие мер по своевременному рассмотрению заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, недоведение до граждан информации о ходе формирования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков;
уничтожение межевых и информационных знаков - действия (запахивание, хищение или уничтожение межевых и информационных знаков другими способами), приводящие к утрате в натуре (на местности) границ земельных участков и к необходимости проведения работ по их восстановлению;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний (постановлений, требований), выданных должностными лицами органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства - непринятие мер по устранению нарушений земельного законодательства в сроки, указанные в предписаниях (постановлениях, требованиях) органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель;
земли сельскохозяйственного назначения - земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;
сельскохозяйственные угодья - находящиеся в составе земель сельскохозяйственного назначения пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране;
земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. (ст. 1 в ред. Закона Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ)
1. Охрана земель сельскохозяйственного назначения предусматривает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление их продуктивности. (абзац 1 в ред. Закона Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ)
2. Цели охраны земель:
а) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий;
б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
в) внедрение в практику оптимальных экологических нормативов землепользования;
г) рациональная организация территорий.
3. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить следующие мероприятия:
а) сохранение и повышение плодородия почв;
б) защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и других процессов, ведущих к деградации почв;
в) защита от загрязнения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально - паразитарными и карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
г) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение их в хозяйственный оборот;
д) сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
4. Обязательной консервации подлежат:
а) сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований), сильнокаменистыми почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие антропогенного воздействия в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;
б) земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней;
в) земли, сильно загрязненные возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний.
Консервация производится по мере выявления непригодных для использования земель по решению органов местного самоуправления.
В зависимости от способов восстановления деградированных и загрязненных земель вместо их консервации может вводиться специальный режим использования или изменяться их целевое назначение.
Порядок консервации деградированных и загрязненных земель устанавливается администрацией Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земли запаса.
5. Абзац 1 исключен. - Закон Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ.
Разработанные и утвержденные органами местного самоуправления проекты эколого - ландшафтной организации территорий или адаптивной системы земледелия обязательны к исполнению всеми землепользователями.
6. Охрана земель и их рациональное использование осуществляются на основе федеральных и региональных программ по охране земель, повышению плодородия почв, ведению мониторинга, земельного кадастра.
1. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
2. Экономическое стимулирование охраны земель включает:
а) использование средств, выделяемых из соответствующих бюджетов в пределах сумм поступивших в доход соответствующего бюджета средств от платы за землю и средств, поступивших от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, на восстановление земель, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий в соответствии с краевой и местными программами повышения плодородия почв;
б) освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ, производится за счет средств бюджетов органов местного самоуправления, принявших решение об освобождении от уплаты за землю;
в) компенсацию из средств краевого бюджета, местных бюджетов убытков, вызванных снижением дохода в результате временной консервации земель, нарушенных в результате стихийных бедствий и природных явлений.
3. Полная или частичная компенсация собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв производится из соответствующих бюджетов в пределах сумм, поступивших в доход соответствующего бюджета от платы за землю, в соответствии с выполнением федеральных, краевых и местных программ, проектов внутрихозяйственного землеустройства при подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий.
4. Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектом мероприятия и другие обязательные требования по охране земель, лишаются поддержки в финансировании этих работ за счет средств соответствующих бюджетов, а в случае использования земельных участков способами, приводящими к снижению их плодородия, ухудшению экологической обстановки, порче, загрязнению и уничтожению почвы, развитию эрозии и других процессов, ухудшающих состояние земель, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом.
Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних насаждений (сады, виноградники, субтропические, орехоплодные, чай, эфирно - масличные, розы, лавр) и перевод их в менее ценные сельскохозяйственные угодья производятся администрацией Краснодарского края в исключительных случаях по представлению соответствующих обосновывающих материалов и при наличии положительных заключений сельскохозяйственных, мелиоративных и землеустроительных служб Краснодарского края.
1. Земли для строительства государственных мелиоративных систем и сооружений предоставляются администрацией Краснодарского края или органом местного самоуправления на период строительства в соответствии со сроками, предусмотренными в проектах организации строительства, на безвозмездной основе.
2. Возведение сооружений и устройств мелиоративных систем на землях других землепользователей возможно лишь в случаях, когда земли заинтересованного собственника (пользователя) нельзя мелиорировать, не затронув этих земель.
3. Все собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, граждане и юридические лица предоставляют земельные участки для создания защитных лесных насаждений в установленном порядке и несут полную ответственность за их состояние и сохранность.
Прекращение и ограничение прав физических и юридических лиц на земельные участки осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. (ст. 6 в ред. Закона Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ)
Статьи 7 - 11 исключены. - Закон Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ.
Статья 7 утратила силу. - Закон Краснодарского края от 26.06.2002 N 497-КЗ.
Статья 13 исключена. - Закон Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ.
Статья 14 исключена. - Закон Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ.
Статья 8. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. (нумерация ст. 8 в ред. Закона Краснодарского края от 17.12.2001 N 423-КЗ)
Глава администрации Краснодарского края,
действительный государственный советник
Российской Федерации 1 класса
Н.Д.ЕГОРОВ
Приложение
к Закону Краснодарского края
от 2 декабря 1996 г. N 54-КЗ