ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
от 05 мая 2009 года N 1732-КЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
22 апреля 2009 года
Статья 1.
Внести в Закон Краснодарского края от 7 августа 2000 года N 310-КЗ НГР: ru23000200000136 "О социальном партнерстве в Краснодарском крае" (с изменениями от 1 апреле 2004 года N 681-КЗ; 27 марта 2007 года N 1214-КЗ) изменение, изложив его в следующей редакции:
"ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Настоящий Закон разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и устанавливает порядок регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в целях достижения общественного согласия.
Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, конвенции и рекомендации Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам социально-трудовых отношений, Устав Краснодарского края, законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Работники, не являющиеся членами профессиональных союзов, имеют право уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем;
представитель работодателя - руководитель организации, индивидуальный предприниматель (работодатель) или уполномоченное ими лицо в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей. В иных случаях органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае являются участниками социального партнерства и способствуют развитию социального партнерства на всех уровнях, участвуя в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, при подготовке проектов соглашений и заключении соглашений, а также осуществляют функции по организации и координации совместных действий сторон социального партнерства по защите общественных интересов.
Статья 2. Принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
соблюдение норм действующего законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
Статья 3. Задачи социального партнерства
Задачами социального партнерства являются:
обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
осуществление согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики;
повышение доходов работников на основе роста производительности труда, повышения эффективности производства;
предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению социально-трудовых конфликтов;
преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон;
обеспечение занятости и социальной защиты работников и населения Краснодарского края, их профессионального обучения, охраны и безопасности труда;
предоставление работникам дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий и компенсаций;
сохранение трудового потенциала общества;
подготовка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Статья 4. Система социального партнерства
Система социального партнерства в Краснодарском крае включает следующие уровни:
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Краснодарском крае;
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Статья 5. Формы социального партнерства
Формами социального партнерства в Краснодарском крае являются:
коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участие работников, их представителей в управлении организацией;
участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Статья 6. Координация деятельности по обеспечению и развитию социального партнерства
Координацию деятельности по обеспечению и развитию социальной партнерства в Краснодарском крае осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки и социального обслуживания населения Краснодарского края, трудовых отношений, охраны труда (далее - уполномоченный орган) и его территориальные управления в муниципальных образованиях Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае.
Статья 7. Полномочия уполномоченного органа, его территориальных управлений в муниципальных образованиях Краснодарского края по развитию социального партнерства
1. Уполномоченный орган:
осуществляет методическое обеспечение применяемых форм социального партнерства, вносит предложения по их совершенствованию;
проводит уведомительную регистрацию соглашений в сфере труда, заключаемых на краевом уровне;
информирует представителей сторон и Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае о выявленных в процессе регистрации условиях соглашений, заключенных на краевом уровне, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовым актами, содержащими нормы трудового права;
осуществляет контроль за реализацией коллективных договоров, а также соглашений в сфере труда, заключенных на краевом уровне;
содействует работникам в защите их трудовых прав при заключении и выполнении коллективных договоров, в том числе соблюдении гарантий по своевременности оплаты труда, условиям, режиму труда и отдыха;
устанавливает порядок проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в сфере труда.
2. Территориальные управления уполномоченного органа в муниципальных образованиях Краснодарского края:
содействуют развитию социального партнерства в муниципальном образовании;
оказывают консультационную и методическую помощь сторонам социального партнерства в реализации применяемых форм социального партнерства, в том числе в подготовке проекта территориального трехстороннего соглашения;
проводят уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений в сфере труда, заключаемых на территориальном уровне;
информируют представителей сторон и Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае о выявленных в процессе регистрации условиях коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
осуществляют контроль за выполнением обязательств коллективных договоров и соглашений в сфере труда, заключаемых на территориальном уровне.
Статья 8. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
1. В Краснодарском крае образуются постоянно действующие краевая трехсторонняя и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также постоянные или временные отраслевые (межотраслевые) трех-, двусторонние комиссии.
Комиссии формируются из равного числа представителей сторон социального партнерства на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон с участием представителей органов исполнительной власти Краснодарского края или органов местного самоуправления в Краснодарском крае. Численность и состав определяются совместным решением сторон.
2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивают согласование социально-экономических интересов сторон социального партнерства при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на соответствующем уровне и содействуют их договорному регулированию.
В рамках функций и прав комиссий ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения, контролируется ход их выполнения.
3. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Статья 9. Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения краевого соглашения, а также организации контроля за его выполнением создается постоянно действующая Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - краевая комиссия), деятельность которой осуществляется в соответствии с законодательством Краснодарского края.
Статья 10. Отраслевая (межотраслевая) комиссия
1. На отраслевом (межотраслевом) уровне может образовываться отраслевая (межотраслевая) комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Отраслевая (межотраслевая) комиссия, образованная на региональном, территориальном уровнях социального партнерства, обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений в отрасли (отраслях), ведение коллективных переговоров между соответствующими отраслевым профсоюзом, объединением работодателей при участии соответствующего органа исполнительной власти Краснодарского края, органа местного самоуправления в Краснодарском крае.
3. Положение об отраслевой (межотраслевой) комиссии утверждается решением комиссии.
4. Отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, положением об отраслевой (межотраслевой) комиссии, регламентом, утвержденным планом работы и с учетом необходимости оперативного решения возникающих вопросов.
5. Для организации работы отраслевой (межотраслевой) комиссии ее решением образуется секретариат, представители которого от каждой стороны определяются самостоятельно. Члены секретариата не входят в состав отраслевой (межотраслевой) комиссии.
Статья 11. Территориальная трехсторонняя комиссия