Показатель | Всего | В том числе по хозяйственным секциям | ||||||||||
хвойные | твердолиственные | из них | мягколиственные | |||||||||
дуб | бук | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
Расчетная лесосека, тыс. куб. м | 1203,1 | 57,8 | 1029,9 | 672,7 | 171,0 | 115,4 | ||||||
в процентах | 100,0 | 4,8 | 85,6 | 55,9 | 14,2 | 9,6 | ||||||
Фактически освоено, в том числе в счет недоиспользованных лесосек прошлых лет, тыс. куб. м | 153,6 | 38,9 | 105,8 | 46,7 | 44,9 | 8,9 | ||||||
Процент освоения расчетной лесосеки | 12,7 | 67,3 | 10,3 | 6,9 | 26,3 | 7,7 |
Для освоения недоступного эксплуатационного фонда необходимо приведение в надлежащее состояние сети лесных дорог края и строительство около 1500 инженерно-дорожных сооружений (мосты, трубы) по преодолению водных преград. Строительство 500 - 700 километров лесовозных дорог в год позволит получить в течение пяти лет доступ к 18 миллионам кубических метров эксплуатационного фонда.
При полном освоении доступной продуктивной расчетной лесосеки можно получить 900 тысяч кубических метров эксплуатационного фонда.
При долгосрочной аренде лесных земель крупными предприятиями повысится эффективность лесоохранных и лесовосстановительных функций (поскольку такие арендаторы сами в состоянии осуществлять лесохозяйственные функции). Может быть улучшена инфраструктура лесных угодий (лесопользователи вполне могут взять на себя функции прокладки отводов от главных лесных дорог), как следствие - возрастет доступность лесного ресурса, что увеличит приток инвестиций в отрасль.
Главным показателем реализации указанных мероприятий является освоение расчетной лесосеки;
г) высокогорная зона (туризм и горнолыжный спорт) и прибрежная черноморская зона (низкопродуктивные малоценные насаждения). Черноморское побережье:
протяженность береговой линии Черного моря - 360 километров;
без Сочи и Таманского полуострова - 160 километров;
общая площадь береговой зоны (5 километров) - 80 тысяч гектаров;
без муниципальных образований (50 процентов) - 40 тысяч гектаров;
доступный лесной фонд (50 процентов) - 20 тысяч гектаров;
передано в аренду на 1 июня 2007 года - 750 гектаров;
неиспользованный потенциал - 19 тысяч гектаров.
В настоящее время может быть востребовано около 5 тысяч гектаров различных площадей высокогорной зоны. В связи со строительством дорог прямого сообщения с побережьем площадь высокогорной зоны, востребованной для рекреации, будет значительно увеличиваться.
Цель развития - достижение полного освоения площадей, возможных к использованию в рекреационных целях (25 тысяч гектаров); показатели реализации - площадь освоенных участков, а также объем инвестирования; метод - разработка лесохозяйственных регламентов, утверждение лесного плана субъекта, передача территорий через аукционы арендаторам для создания объектов рекреации.
При выполнении намеченных мероприятий в высокогорной и прибрежной черноморской зоне, возможных к использованию в рекреационных целях, можно достичь полного освоения площадей лесных участков (30 тысяч гектаров);
3) охрана лесов от пожаров.
Необходимо осуществление комплекса организационно-технических мер, предусматривающих обустройство лесов от пожаров, выполнение ряда противопожарных мероприятий, организацию работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри Краснодарского края.
Реализация комплекса организационно-технических мер должна осуществиться путем разработки и принятия ведомственной целевой программы, плана мероприятий, предусматривающих:
а) предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров;
б) своевременное обнаружение и ликвидацию их в начальной стадии развития;
в) внедрение новых технологий и технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров;
г) улучшение технического обеспечения противопожарной охраны лесов;
д) координацию всех заинтересованных ведомств для организации профилактики и тушения лесных пожаров в лесном фонде и на аграрных ландшафтах.
Реализовывать указанные мероприятия предполагается за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделяемых на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений, а также внебюджетных источников.
Специфичность решаемой проблемы в изменившихся социально-экономических условиях вызывает необходимость решения ряда вопросов, связанных с приобретением наземных средств (пожарных и патрульных автомобилей, бочек), организацией авиапатруля, компьютеризацией всех лесхозов с созданием единой системы по охране лесов от пожаров с координационным центром в департаменте лесного хозяйства Краснодарского края.