Главной целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и имеющегося научно-технического и экономического потенциала топливно-энергетического комплекса для повышения качества жизни населения края. Достижение цели реализуется в органической связи с функционированием всей экономики края с учетом его ресурсных и научно-технологических возможностей, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйствующих структур.
Реализация главной цели требует решения ряда взаимоувязанных задач, направленных на:
1) обеспечение взаимодействия топливно-энергетического комплекса края с экономикой края и интересами населения края в целом;
2) обеспечение энергетической безопасности края на основе достаточного, надежного, экономически эффективного и экологически приемлемого энергоснабжения;
3) повышение эффективности использования энергии на основе энергосберегающих технологий и оптимизации структуры энергогенерирующих мощностей, уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду, а также энерготехнологического совершенствования производительных сил края в целях повышения их экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности;
4) определение направлений, масштабов и структуры развития топливно-энергетического комплекса и его отраслей, путей дальнейшего реформирования комплекса с обеспечением баланса интересов края и хозяйствующих субъектов;
5) экономическую оценку и поддержку развития сырьевой энергетической базы края, выявление приоритетов и путей комплексного освоения месторождений, необходимых направлений, объемов и мер по своевременному воспроизводству минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса края;
6) повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сферах энергопроизводства, энергопреобразования и энергоиспользования с учетом общемировых тенденций;
7) формирование механизмов государственного воздействия на функционирование энергетического сектора путем совершенствования нормативно-правовой базы в ценовой, налоговой, экспортно-импортной, инвестиционной, инновационной, финансовой и других сферах деятельности.
Главным средством достижения целей и реализации задач является государственное воздействие на формирование цивилизованного энергетического рынка.
Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью:
1) взаимоувязанной ценовой, налоговой, таможенной и конкурентной политики, направленной на регулирование уровней и соотношений внутренних цен на топливо и энергию; защиту внутреннего энергетического рынка края;
2) осуществления антимонопольной политики и институционально-организационных преобразований в топливно-энергетическом комплексе в направлении развития рыночной конкуренции производителей энергоресурсов;
3) совершенствования нормативной правовой базы в области функционирования энергетического сектора, стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений при производстве, хранении, передаче (транспортировании) и потреблении всех видов энергии и энергоносителей.
Обеспечение энергетической безопасности края является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала.
Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:
1) способностью топливно-энергетического комплекса обеспечивать экономически обоснованный внутренний и экспортный спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;
2) способностью потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы;
3) устойчивостью энергетического сектора к внешним экономическим и политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов.
К числу важнейших принципов обеспечения энергетической безопасности в Программе отнесены следующие принципы:
1) заменимость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива не должны превышать темпов освоения замещающих их источников энергии);
2) диверсификация видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, недопустима моноструктура топливно-энергетического баланса);
3) экологическая приемлемость (развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду);
4) рациональное потребление органических ресурсов топлива;
5) приоритетность внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализации структуры экспорта путем перехода от преимущественного экспорта первичных энергоносителей к более широкому экспорту продуктов их переработки;
6) гарантированность энергообеспечения населения края в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;
7) максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования;
8) государственная поддержка инвестиционных проектов в топливно-энергетическом секторе, привлекающих в край инвестиции и создающих новые рабочие места.