┌═════════════════‰ ┌═══════════════════‰ ┌═══════════════════‰
│ │ │ Государственное │ │ │
│ │ │ регулирование │ │НИОКР, технологии, │
│Профессиональные │ │(координация, меры │ │ подготовка и │
│ассоциации/союзы/│ │ стимулирования, │ │ переподготовка │
│ объединения │ │ механизмы │ │ кадров │
│ │ │ взаимодействия │ │ │
│ │ │ бизнеса и власти) │ │ │
└════════════════┬… └════════┬══════════… └┬══════════════════…
\/ \/ \/
┌══════════════════‰ ┌---------------------------═‰ ┌══════════════════‰
│Портовый комплекс,│ │ │ │ │
│включающий пункты │ │ │ │ Производство │
│ приемки и ├══>│ │<═┤ оборудования для │
│ первичной │ │ │ │переработки рыбных│
│ обработки рыбных │ │ │ │ ресурсов │
│ ресурсов │ │ │ │ │
└══════════════════… │┌═════════════‰┌═══════════‰│ └══════════════════…
┌══════════════════‰ ││ ││ ││ ┌══════════════════‰
│Специализированный│ ││Добыча рыбных││Переработка││ │ │
│ флот, │ ││ ресурсов ││ рыбных ││ │ Производство │
│ осуществляющий ├══>││ ││ ресурсов ││<═┤ металлической │
│рыбный промысел в │ │└═════════════…└═══════════…│ │ упаковки │
│Азовском и Черном │ │ │ │ │
│ морях │ │ │ │ │
└══════════════════… │ │ └══════════════════…
┌══════════════════‰ │ │ ┌══════════════════‰
│ Судостроение и ├══>│ │<═┤ Маркетинг и │
│ судоремонт │ │ │ │ дистрибуция │
└══════════════════… │ │ └══════════════════…
┌══════════════════‰ │ │
│ Мелиорация ├══>│ │
│лиманных водоемов │ │ │
└══════════════════… └═---------------------------…
/\ /\ /\
┌════════════════┴‰ ┌════════┴══════════‰ ┌┴═══════════════════‰
│ │ │Центр аквакультуры │ │ │
│ │ │ (селекционно- │ │ │
│ Финансовые │ │ племенной, │ │ │
│институты (банки,│ │научно-методический│ │ │
│ инвестиционные │ │ и технологический │ │ Выставки, │
│ компании, │ │ центр), │ │ конференции, │
│ страховые и │ │ обеспечивающий │ │ международное │
│ лизинговые │ │ производство │ │ сотрудничество │
│ организации) │ │ качественного, │ │ │
│ │ │высокопродуктивного│ │ │
│ │ │ посадочного │ │ │
│ │ │ материала │ │ │
└═════════════════… └═══════════════════… └════════════════════…
Инвестиционное развитие курортно-рекреационного и туристского комплекса.
В соответствии со Стратегией ЮФО курортно-рекреационный и туристский комплекс рассматривается в качестве одной из приоритетных отраслей экономики Юга России, а создание туристских кластеров - стратегическое направление развития данной отрасли.
В рамках данного направления приоритетная задача Краснодарского края как одного из наиболее популярных регионов России для туризма и отдыха состоит в формировании конкурентоспособного круглогодичного туристского предложения, а также в доведении уровня санаторно-курортных и туристских услуг до уровня международных стандартов.
Черноморское побережье - это основная туристско-рекреационная зона Краснодарского края, в границах которой располагаются основные курорты федерального значения Сочи, Анапа и Геленджик. Среди отдыхающих пользуется популярностью также территория Туапсинского района с поселками бухта Инал, Джубга, Новомихайловский, Ольгинка, Небуг, Агой, Гизель-Дере, Шепси.
Эти территории продолжат играть ключевую роль в инвестиционном развитии санаторно-курортной отрасли Краснодарского края и будут являться приоритетными для привлечения инвестиций.
Природа Черноморского побережья отличается богатым разнообразием и неоднородностью ландшафтов, что является основным конкурентным преимуществом Краснодарского края на отечественном и международном рынке туризма.
Конкурентами Краснодарского края в курортно-рекреационной сфере являются Турция, Болгария, Кипр, Египет, Хорватия, Греция, Прибалтика, Абхазия и Республика Крым (Российская Федерация).
Кроме морского отдыха в Краснодарском крае активным спросом пользуется горнолыжный туризм в поселке Красная Поляна, который располагается в горной местности муниципального образования город-курорт Сочи.
Проведение в городе Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году привлекло внимание иностранных туристов к курортам Краснодарского края.
Подготовка к проведению этого масштабного спортивного мероприятия позволила провести качественную модернизацию города Сочи, превратив его в курорт с современной инфраструктурой, соответствующей стандартам международного уровня, а в поселке Красная Поляна создать всероссийский центр горнолыжного туризма и подготовки спортсменов.
Объекты олимпийского наследия в дальнейшем будут способствовать увеличению туристского потока в Краснодарский край и использоваться в том числе в качестве мегаобъекта туристского показа.
В постолимпийский период в городе Сочи планируется проведение значимых общественно-политических, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий всероссийского и международного масштаба.
Сочи станет местом ежегодного проведения этапа чемпионата мира в классе автомобилей "Формула 1" - Гран-При России.
Помимо Черноморского побережья на территории Краснодарского края также продолжится развитие локальных туристско-рекреационных зон регионального значения: Таманская рекреационная зона в границах Темрюкского района, Абраусская рекреационная зона в административных границах города Новороссийска и город Ейск - бальнеоклиматический и грязевой курорт степной зоны, расположенный на берегу Азовского моря. Развиваются Лабинский и Мостовский районы на базе использования термоэнергетических вод. На данных территориях вводятся в эксплуатацию новые рекреационные объекты.
(в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2016 N 3537-КЗ)
Кроме того, растет популярность предгорного курорта Горячий Ключ - одной из старейших здравниц страны с уникальными минеральными водами, позволяющими лечить желудочно-кишечные заболевания. В рамках развития этого бальнеологического курорта продолжится привлечение инвестиций в реконструкцию действующих и создание новых санаторно-курортных объектов на его территории.
Основные проблемы и ограничивающие факторы:
относительно низкий уровень обслуживания туристов и недостаточная конкурентоспособность предлагаемых туристских услуг. Курортные центры Турции и Египта, являющиеся главными конкурентами курортов Краснодарского края, значительно опережают отечественное Черноморское побережье по качеству предоставляемых туристских услуг и темпам развития, привлекая тем самым наиболее доходные слои российских туристов. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, более половины российских туристов, продолжающих приезжать в Краснодарский край, никогда не были за рубежом. Большинство туристов, побывавших за рубежом, предпочитают зарубежные курорты по соотношению цены и качества;
недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки менеджеров и обслуживающего персонала, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе Краснодарского края, наличие языкового барьера при общении с иностранными туристами;
отсутствие обязательной классификации средств размещения и иных объектов туристской инфраструктуры, которая предусматривала бы соблюдение единых высоких стандартов оказания соответствующих услуг (в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 1 июля 2017 года в муниципальных образованиях, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в муниципальных образованиях, перечень которых утверждается высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и на территориях которых расположены средства размещения (в том числе гостиницы) для участников спортивных соревнований, иных лиц, участвующих в мероприятиях, и зрителей, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения);
(в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2016 N 3537-КЗ)
существующие технические возможности и состояние объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры (энерго- и водоснабжение) не соответствуют потребностям развития туристско-рекреационных территорий Краснодарского края, а доступ к курортам ограничен пропускной способностью автодорожной и транспортной инфраструктуры;