Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Основная задача минспорта края по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта заключается в создании для всех жителей края возможности заниматься физической культурой и спортом.

В настоящее время в крае систематически занимаются физической культурой и спортом 423567 человек, действуют 4226 спортивных сооружений. В 2009 - 2011 годах в крае введено в эксплуатацию 15 новых современных спортивных сооружений и еще 2 спортивных сооружения планируется построить в 2012 году. На развитие спортивной инфраструктуры края за последние 3 года из федерального бюджета привлечено 342400,00 тыс. рублей.

В 2011 году проведено 122 краевых спортивных мероприятия по 43 видам спорта, в которых приняло участие 16723 человека, 585 ставропольских спортсменов приняли участие в 42 международных и 122 всероссийских соревнованиях и завоевали 344 медали: 132 золотых, 95 серебряных и 117 бронзовых медалей.

Вместе с тем необходимо отметить, что еще не в полной мере используются возможности и ресурсы физической культуры и спорта для улучшения здоровья жителей края.

Как и в целом по России (18,5 процента), в крае остается недостаточным удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (15,5 процента), в том числе инвалидов - 2,7 процента.

Для сравнения: в Краснодарском крае удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 25,1 процента, в Ростовской области - 22,7 процента, а в экономически развитых странах мира - 40 - 60 процентов.

По данным министерства образования Ставропольского края за 2011 год около 60 процентов учащихся образовательных учреждений края имеют нарушения здоровья, только 14 процентов учащихся старших классов общеобразовательных школ края считаются практически здоровыми, физическая подготовка 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.

Нуждается в серьезной модернизации существующая система физического воспитания различных групп населения края, в том числе в образовательных учреждениях.

Отмечается низкий уровень привлечения трудоспособного населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом в производственных коллективах, а также по месту жительства.

В целом ряде видов спорта спортсмены края не могут конкурировать со спортсменами других субъектов Российской Федерации.

Недостаточно эффективна работа детско-юношеских спортивных школ края по привлечению детей к активным занятиям физической культурой и спортом и подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд края по различным видам спорта.

На территории края работают 85 детско-юношеских спортивных школ, из них: 14 специализированных школ олимпийского резерва; 4 детских оздоровительных образовательных центра, в которых занимаются 41932 юных спортсмена (это составляет только 9 процентов от общего числа юношей и девушек в возрасте от 7 до 19 лет).

Не решена в полном объеме проблема обеспечения спортивными сооружениями муниципальных образований края (особенно в сельской местности).

По состоянию на 01 января 2012 года в крае насчитывается 42 стадиона, 2561 плоскостное сооружение, 1069 спортивных залов и 59 плавательных бассейнов.

В соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р, уровень обеспеченности края спортивными сооружениями по состоянию на 01 января 2012 года составил: спортивными залами - 29,2 процента, плоскостными сооружениями - 55,8 процента, плавательными бассейнами - 7,5 процента.

К тому же около 70 процентов спортивных сооружений в крае находятся в аварийном состоянии, не обеспечены современными техническими средствами и спортивным оборудованием, а спортивные сооружения, имеющие спортивное оборудование для занятий физической культурой и спортом с инвалидами, в крае практически отсутствуют.

Одной из основных задач в сфере социального развития края, определенных Программой социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы, утвержденной Законом Ставропольского края "О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы", является развитие массовой физической культуры и спорта в крае, для чего требуются более активные, целенаправленные и эффективные меры по совершенствованию всей системы физического воспитания в крае, что можно решить только программно-целевыми методами.

За 2010 - 2011 годы в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 г. N 252-п, проведено около 4000 краевых, городских и районных спортивных мероприятий с участием более 3,2 млн жителей края, построено и реконструировано 4 спортивных сооружения, находящихся в собственности муниципальных образований края.

За 2010 - 2011 годы количество жителей края, занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось на 39700 человек, дополнительно к систематическим занятиям спортом в детско-юношеских спортивных школах привлечено около 2000 детей и подростков, 10 спортивных команд стабильно выступали в различных лигах первенств и чемпионатов России по гандболу, баскетболу, футболу, волейболу и мотоболу.

Приведенные факты подтверждают эффективность и результативность использования программно-целевого метода при решении задач Программы. Отказ от использования программно-целевого метода приведет к сохранению отставания края в развитии физической культуры и спорта по сравнению с Краснодарским краем и Ростовской областью, снижению инвестиционной привлекательности отрасли физической культуры и спорта, а также невозможности консолидации усилий всех заинтересованных организаций края для решения задач Программы.

В то же время при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития физической культуры и спорта в крае и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы.

Неверно выбранные приоритеты развития физической культуры и спорта в крае могут существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий Программы, а также на их соответствие установленным цели и задачам Программы. Недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы может привести к недостаточному финансированию намеченных мероприятий Программы, снижению эффективности использования средств краевого бюджета и местных бюджетов.

В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс обеспечения подготовки и участия спортсменов края в официальных российских и международных соревнованиях, в том числе и спортивных команд по игровым видам спорта. В целях снижения такого риска возможна корректировка мероприятий Программы и их финансирования.