Недействующий

О КРАЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ КОМПРИМИРОВАННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В 2011-2013 ГОДАХ"

Раздел 1. Краткое содержание проблемы


В настоящее время в Ставропольском крае насчитывается более 770 тыс. единиц автотранспортных средств. При этом ежегодно их количество в Ставропольском крае увеличивается на 3 - 4 процента.

В качестве моторного топлива автотранспортными средствами используются в основном светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо). Незначительную долю занимает газообразное топливо (сжиженный углеводородный газ, компримированный природный газ), используемое в основном предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, подразделениями общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь", владельцами пассажирских и личных автотранспортных средств.

В 2009 году парк автотранспортных средств Ставропольского края использовал 1198,2 тыс. тонн традиционного моторного топлива, из них: 624,9 тыс. тонн бензина, 573,3 тыс. тонн дизельного топлива. Суммарные затраты собственников автотранспортных средств на приобретение такого количества топлива составили более 21,6 млрд рублей.

Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. м компримированного природного газа по состоянию на 01 декабря 2010 года составляет 6,75 рубля, что в 2,9 раза ниже стоимости 1 литра бензина А-76 или 1 литра дизельного топлива) в условиях сложного финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных, имеет важное социально-экономическое значение.

Компримированный природный газ является самым дешевым альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива.

Преимущества компримированного природного газа перед бензинами и дизельным топливом следующие:

отсутствие в газе вредных примесей, разрушающих двигатель и каталитический нейтрализатор;

относительно невысокая стоимость газа (в 2 - 3 раза дешевле бензина и дизельного топлива) и короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки;

уменьшение износа двигателя, отсутствие детонации при работе двигателя, уменьшение шума на 7 - 9 децибел;

увеличение пробега до 1000 км на одной заправке за счет использования двухтопливной системы.

Кроме экономических показателей неоспоримым преимуществом использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива является его экологичность. Следует отметить, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха на территории Ставропольского края являются выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ. Их доля в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ превышает 80 процентов и по сравнению с 2008 годом количество выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ в 2009 году увеличилось на 2 процента (с 348,1 тыс. тонн в 2008 году до 356,5 тыс. тонн в 2009 году). Расширение использования данного вида топлива позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды выбросами автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ (в 1,5 - 2 раза уменьшается суммарная токсичность выхлопных газов, высокое содержание водорода в компримированном природном газе обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопных газах).

В настоящее время в Ставропольском крае эксплуатируется 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и около 5500 единиц автотранспортных средств, переведенных на использование компримированного природного газа. При этом объемы реализации компримированного природного газа в Ставропольском крае составили: в 2008 году - 33,1 млн куб. метров, или 11 процентов общероссийского потребления; в 2009 году - 29,3 млн куб. метров, или 9 процентов общероссийского потребления.

Несмотря на достигнутые результаты, использование компримированного природного газа не получило в Ставропольском крае достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.

Вместе с тем годовой экономический эффект от использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование компримированного природного газа.

Окупаемость затрат на перевод автотранспортного средства на использование компримированного природного газа и оплату компримированного природного газа наступает при пробеге автотранспортного средства в пределах 25 - 35 тыс. километров (в зависимости от модели автотранспортного средства). При дальнейшем пробеге происходит экономия денежных средств.

Наибольший экономический эффект будет достигаться при эксплуатации автотранспортных средств с годовым пробегом 100 - 150 тыс. километров.

В связи с изложенным, мероприятия по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа должны стать основой Программы.

Помимо этого, необходимость разработки Программы обусловлена требованиями:

Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р;

Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп.