Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики терроризма. Современный терроризм постоянно изменяется, значительно возрастают масштабы людских потерь, растет негативная психологическая реакция населения края на последствия террористических актов, существенно повышается уровень материального и морального ущерба, причиненного гражданам, расширяется спектр ущерба.
Прямые или косвенные деструктивные последствия террористической деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную, а также различные виды национальной безопасности - общественную, государственную, военную, информационную и др.
Существующая угроза террористических актов как в Российской Федерации в целом, так и в крае выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму на всех уровнях и во всех аспектах этого противодействия, в том числе в сфере профилактики терроризма, борьбы с носителями террористических угроз, а также в области минимизации последствий террористических актов.
Край является одним из крупнейших субъектов Северо-Кавказского федерального округа и располагает значительным промышленным и сырьевым потенциалом, а также существенным количеством объектов санаторно-курортного комплекса в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах. Географическое положение, транспортная инфраструктура, соседство с субъектами Российской Федерации с нестабильной оперативной обстановкой, а также наличие на территории края объектов, в производственном цикле которых используются взрывоопасные, потенциально опасные для человека химические и биологические вещества, обусловливает возможное наличие террористической угрозы в крае.
К потенциальным угрозам террористических проявлений в крае следует отнести:
наличие опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества, в отношении которых существует диверсионно-террористическая угроза;
дислокация в крае воинских подразделений, наличие арсеналов и баз вооружения, боеприпасов и военной техники Министерства обороны Российской Федерации;
высокий уровень незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
объективно низкий уровень антитеррористической защищенности опасных объектов края;
негативные процессы миграции, в том числе рост количества нелегальных мигрантов, прибывающих в край из государств - участников СНГ, а также приток на территорию края иностранцев и граждан Российской Федерации из регионов с неблагополучной оперативной обстановкой, обусловленные усилением терроризма и экстремизма;
наличие в восточных районах края амнистированных членов незаконных вооруженных формирований.
Основными недостатками в антитеррористической защищенности опасных объектов края являются:
слабая защищенность подходов и подъездов (ограждение не соответствует предъявляемым требованиям или отсутствует, проезды не оборудованы контрольно-пропускными пунктами и противотаранными устройствами);
недостаточная штатная численность охраны, низкий уровень организации пропускного режима или его отсутствие, недостаток ночного освещения;
недостаточная оснащенность современными системами безопасности опасных объектов края;
недостаточная обеспеченность органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления края информационно-пропагандистскими, агитационными, справочными и учебно-методическими материалами.
За 2008 - 2010 годы в сфере противодействия терроризму на территории края отмечена отрицательная динамика. Особое беспокойство вызывает резкий рост (на 300 процентов) террористических актов, в ходе которых погибло 8 человек и ранено более 80 человек. Динамика преступлений террористического характера в крае представлена в таблице 1.