АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 года N 853-па
О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 28 марта 2011 г. N 184-па
Администрация Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 28 марта 2011 г. N 184-па "О Программе модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Исаеву Т.А.".
1.2. Программу модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы, утвержденную вышеназванным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. губернатора
Магаданской области
Н. Карпенко
Приложение
к постановлению
администрации
Магаданской области
от 24.11.2011 N 853-па
ПРОГРАММА
модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы
ПАСПОРТ
программы модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы
Наименование программы | программа модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | администрация Магаданской области |
Разработчик Программы и уполномоченный орган исполнительной власти Магаданской области | департамент здравоохранения администрации Магаданской области |
Исполнители Программы | департамент здравоохранения администрации Магаданской области (далее – департамент здравоохранения); государственные учреждения, подведомственные департаменту здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница", "Магаданский областной наркологический диспансер", "Магаданский областной онкологический диспансер", "Магаданский областной психоневрологический диспансер", "Магаданский областной противотуберкулезный диспансер N 2 пос. Дебин", "Магаданский областной центр медицинской профилактики", "Магаданский областной кожно-венерологический диспансер", "Магаданский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", "Магаданский областной Центр планирования семьи и репродукции"; органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Магаданской области (по согласованию); центральные районные больницы (по согласованию) |
Цель Программы | улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Магаданской области |
Основные задачи Программы | - укрепление материально-технической базы медицинских учреждений Магаданской области; - внедрение современных информационных систем в здравоохранение Магаданской области; - внедрение стандартов оказания медицинской помощи |
Основные мероприятия Программы | 1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений Магаданской области 1. Реформирование инфраструктуры здравоохра-нения Магаданской области и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения Магаданской области, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории Магаданской области, сети и структуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений здравоохранения Магаданской области в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью). 2. Приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения Магаданской области (включая завершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием, проведение капитального ремонта) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи. 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение 1. Внедрение в систему здравоохранения Магаданской области персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, ведения электронной медицинской карты гражданина, записи к врачу в электронном виде, обмена телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота. 2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Магаданской области. 3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи 1. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи на территории Магаданской области в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России. 2. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу. 3. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 4. Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. 5. Подготовка к включению с 2013 года в территориальную программу обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работник ам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 6. Повышение доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 2 547 434,43 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 1 285 902,14 тыс. рублей; в 2012 году – 1 261 532,29 тыс. рублей. Объем финансирования Программы по источникам финансирования составляет: - за счет субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 1 695 842,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 838 026,00 тыс. рублей; в 2012 году – 857 816,00 тыс. рублей; - за счет средств областного бюджета – 336 792,41 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 152 509,49 тыс. рублей; в 2012 году – 184 282,92 тыс. рублей; - за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Магаданской области в 2011 году – 126 737,99 тыс. рублей; - за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области – 384 062,03 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 164 628,66 тыс. рублей; в 2012 году – 219 433,37 тыс. рублей. Объем финансирования Программы по мероприятиям составляет: 1. На укрепление материально-технической базы медицинских учреждений – 1 356 094,46 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 750 543,94 тыс. рублей; в 2012 году – 605 550,52 тыс. рублей. 2. На внедрение современных информационных систем в здравоохранение – 108 696,94 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 54 528,94 тыс. рублей; в 2012 году – 54 168,00 тыс. рублей. 3. На внедрение стандартов оказания медицинской помощи – 1 082 643,03 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 480 829,26 тыс. рублей; в 2012 году – 601 813,77 тыс. рублей. |
Сроки реализации Программы | 2011-2012 годы |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством |
Индикаторы и показатели Программы | Показатели результативности оказания медицинской помощи: смертность населения; смертность населения трудоспособного возраста; ожидаемая продолжи-тельность жизни; численность лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами; удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи (на конец года); удовлетворенность населения медицинской помощью; количество пациентов, которым зарегистрирован повторный инфаркт миокарда; численность лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами вследствие перенесенных кардиологических заболеваний; количество умерших от инфаркта миокарда в первые 24 часа после поступления в стационар; смертность населения от болезней системы кровообращения; смертность населения от болезней системы кровообращения в трудо-способном возрасте; смертность населения трудоспособного возраста от острого инфаркта миокарда; количество умерших пациентов от ишемической болезни сердца в стационаре; п ятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда с момента установления диагноза; количество лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения; смертность населения от цереброваскулярных болезней; смертность населения трудоспособного возраста от цереброваскулярных болезней; перинатальная смертность; мертворождаемость; ранняя неонатальная смертность; пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями; количество лиц трудоспособного возраста со злокачественными новообразованиями, впервые признанных инвалидами; смертность населения от злокачественных новообразований; смертность населения трудоспособного возраста от злокачественных новообразований; с мертность в течение года с момента установления диагноза злокачественного новообразования; количество лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами вследствие травмы; смертность населения трудоспособного возраста от травм; количество пациентов с туберкулёзом органов дыхания, взятых под диспансерное наблюдение в предыдущем году, у которых закрылась полость распада ; клиническое излечение пациентов с туберкулёзом органов дыхания ; удельный вес лиц, больных с установленным диагнозом наркомания, находящихся в ремиссии свыше двух лет; удельный вес лиц, больных с установленным диагнозом алкоголизм, находящихся в ремиссии свыше двух лет; удельный вес лиц больных наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы; у дельный вес лиц, больных наркологическими расстройствами, успешно завершивших реабилитационные программы; удельный вес лиц, больных наркологически ми расстройствами, успешно завершивших реабили-тационные программы; смертность от алкоголизма населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от туберкулеза населения в трудоспособ-ном возрасте; численность лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами после перенесенных профильных заболеваний; смертность населения от профильных заболеваний; смертность от профильных заболеваний населения в трудоспособном возрасте; доля детей 1 и 2 групп здоровья в образовательных учреждениях; младенческая смертность; смертность детей в возрасте до 1 года на дому; смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет включительно; смертность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно. Показатели доступности и качества оказания медицинской помощи населению по всем профилям заболеваний, а также использования ресурсов здравоохранения: укомплектованность участковой службы первичного звена врачами; укомплектованность участко-вой службы первичного звена медицинскими сестрами; укомплектованность первичного звена здравоохранения врачами-специалистами; уровень госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения; средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения; среднегодовая занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения; количество вызовов скорой помощи со временем доезда до 20 минут; количество зданий учреждений государственных (муниципальных) здравоохранения, прошедших капитальный ремонт; фондооснащенность медицинским оборудованием государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения; фондовооруженность медицинским оборудованием государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения; размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, в том числе оказывающих: амбулаторную, стационарную и скорую медицин-скую помощь; р азмер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; размер дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников; к оличество врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, и количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, которым были осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера; количество врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь; количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами специалистами либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно; размер затрат на расходные материалы, обеспечивающие деятельность врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, а также среднего медицинского персонала, работающего с указанными врачами либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь; объем средств на денежные выплаты; количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, охваченных системой телемедицинских консультаций; к оличество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты; количество государственных (му ниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения; к оличество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений. Младенческая смертность; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения; смертность населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований; смертность населения в трудоспособном возрасте от травм; смертность в течение года с момента установления диагноза злокачественного ново-образования; доля детей 1 и 2 групп здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях; пятилетняя выживаемость больных со злока-чественными новообразованиями с момента установления диагноза; пятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда с момента установления диагноза; удовлетворенность населения медицинской помощью; удовлет-воренность потребности населения в высокотех-нологичной медицинской помощи. |
Список сокращений
ДЗАМО | департамент здравоохранения администрации Магаданской области |
УЗ мэрии г. Магадана | управление здравоохранения мэрии города Магадана |
ЛПУ | лечебно-профилактические учреждения |
ГУЗ | государственное учреждение здравоохранения |
МУЗ | муниципальное учреждение здравоохранения |
ГУЗ "МОБ" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданская областная больница" |
ГУЗ "МОКВД" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной кожно-венерологический диспансер" |
ГУЗ "МОНД" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной наркологический диспансер" |
ГУЗ "МООД" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной онкологический диспансер" |
ГУЗ "МОПНД" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной психоневрологический диспансер" |
ГУЗ "МОПТД N 2 пос. Дебин" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной противотуберкулезный диспансер N 2 пос. Дебин" |
ГУЗ "МОЦМП" | государственное учреждение здравоохранения "Магада нский областной центр медицинской профилактики" |
Центр СПИД | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" |
ГУЗ "МОЦПСиР" | государственное учреждение здравоохранения "Магаданский областной Центр планирования семьи и репродукции" |
ЦРБ | центральная районная больница |
ОМС | обязательное медицинское страхование |
ФФОМС | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
ТФОМС | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Магаданской области |
ФАП | фельдшерско-акушерский пункт |
СМИ | средства массовой информации |
ВОП | врачебная общая практика |
МИС | медицинские информационные системы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Целью разработки настоящей Программы является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Магаданской области путем решения следующих основных задач:
1) укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
3) внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию здравоохранения в Магаданской области.
Необходимость программно-целевого подхода решения проблемы обусловлена:
- многообразием задач, предполагающим разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью выполнения инвестиционных проектов, направленных на строительство новых зданий, реконструкцию существующих учреждений здравоохранения, оснащение их современным диагностическим и лечебным оборудованием.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
1. Анализ демографической ситуации и показателей здоровья населения на территории Магаданской области
Магаданская область расположена на северо-востоке России и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Вся территория области относится к районам Крайнего Севера и характеризуется суровым климатом, географической отдаленностью от развитых промышленных центров, низкой плотностью населения. Общая площадь территории Магаданской области 462,5 тыс. кв. км, плотность населения 0,35 человек на 1 кв. км.
В состав Магаданской области входят 48 муниципальных образований: городской округ "город Магадан", 8 муниципальных районов, 39 городских и сельских поселений.
В соответствии с административно-территориальным делением в состав Магаданской области входят 8 муниципальных районов, 2 города. Расстояние от областного центра города Магадана до районных центров от 50 км до 650 км. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет 2323 километра. Железнодорожное сообщение отсутствует. Сообщение с Северо-Эвенским районом – только авиационным транспортом.
Население области на 01 января 2010 года составляет 161,3 тыс. человек, что примерно соответствует численности среднего города и составляет 2,5% населения Дальневосточного федерального округа. Удельный вес городского населения 95,3%.
В городе Магадане проживает 65,9% населения (106,3 тыс. человек). Городские поселения в районах области представлены преимущественно поселками городского типа. Значительная доля населения районов Магаданской области (почти 80%) проживает в небольших поселениях.
За последние 5 лет суммарная численность населения области уменьшилась на 13,5 тыс. человек или на 7,7%. В этот период отмечается уменьшение числа детей и подростков с 17,7% до 16,0%, рост доли лиц старше трудоспособного возраста с 12,1% до 16,4%, снижение удельного веса лиц трудоспособного возраста с 70,2% до 67,6%. Численность пенсионеров составляет 46 419 человек (28,7%), из них неработающих – 21973 человек (47%). Женское население составляет 83,7 тыс. человек (51,9%), из них женщин репродуктивного возраста – 43,3 тыс. человек 51,8% (в 2005 году – 56,5%).
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных и областных целевых программ в области здравоохранения, планомерная работа по оптимизации коечного фонда в 2005-2009 годы позволила изменить подходы к эффективности управления всей системой здравоохранения региона. Более рациональное использование всех видов имеющихся в здравоохранении ресурсов позволило повысить доступность и качество медицинской помощи для населения Магаданской области. Данные системные изменения отразились и на медико-демографических показателях, подавляющее большинство из которых изменились в сторону улучшения.
При анализе динамики показателей, учитывающих численность населения Магаданской области, необходимо учитывать, что в связи с низкой численностью населения и малыми абсолютными значениями многих показателей, в том числе демографических, анализ целесообразнее проводить по абсолютным, а не относительным данным.
Показатели естественного движения населения области, особенно в 2009 году, имели положительную динамику. Так, показатель естественной убыли населения в 2009 году (-1,2) по сравнению с 2005 годом (-2,6) снизился более чем в 2 раза. Уровень её несколько выше, чем по Дальневосточному федеральному округу (2009 год – 0,3), но существенно ниже средней естественной убыли населения по России в целом (2009 год – 1,8).
В 2009 году коэффициент рождаемости увеличился по отношению к предыдущему году на 11% и составил 12,1 (данный показатель по России составляет 12,4; по Дальневосточному федеральному округу (далее – ДФО) – 13,0).
В 2010 году рождаемость несколько снизилась, вернувшись на средний уровень предыдущих лет, и составила – 11,2 на 1 тыс. родившихся живыми. Всплеск рождаемости в 2009 году, по данным опроса, был обусловлен увеличением числа повторно родящих женщин на 7% от общего числа рожениц и расширением возможностей расходования средств материнского капитала.
Общая смертность населения в 2009 году составила 1334,9 случаев на 100 тыс. населения и была ниже, чем в среднем по Российской Федерации (1416,8) и по ДФО (1504,2 на 100 тыс. населения). В 2010 году коэффициент смертности по Магаданской области, в сравнении с 2009 годом, уменьшился с 13,3 до 12,8 (на 3,8%).
Показатель младенческой смертности в 2009 году составил 10,8 на 1 тыс. родившихся живыми (по Российской Федерации – 8,1). В 2010 году он уменьшился на 13,9% и составил 9,3 на 1 тыс. родившихся живыми.
В 2009 году зарегистрирован 1 случай материнской смерти. В 2010 году случаев материнской смерти не было.
С 2005 года структура основных причин общей смертности в Магаданской области остается без изменений:
- на I месте – болезни системы кровообращения – 45,6% от всех причин или 608,2 на 100 тыс. населения (2005 год – 636,5), но значительно ниже среднероссийских показателей 2009 года – 801,0 на 100 тыс. населения;
- на II месте – внешние причины смерти – 14,3% или 190,6 на 100 тыс. населения (2005 год – 281,3), по Российской Федерации 2009 год – 158,3 на 100 тыс. населения;
- на III месте – новообразования – 13,0% или 174,0 на 100 тыс. населения (2005 год – 181,9), по Российской Федерации 2009 год – 206,9 на 100 тыс. населения.
В 2010 году снизилась смертность от туберкулёза (всех форм) на 10,4%, органов пищеварения на 8,2%, органов дыхания на 7,6%, хронического алкоголизма на 9,1%, остаётся высокой смертность от новообразований (увеличение на 8,3%), системы кровообращения (увеличение на 2,8%), от цереброваскулярных болезней – осталась на уровне 2009 года.
Общая заболеваемость населения в 2009 году в области незначительно увеличилась по сравнению с 2008 годом (на 0,2%) и составила 1520,8 на 1 тыс. населения (2008 год – 1517,3). Показатель несколько ниже среднего по России (1607,2 на 1 тыс. населения), но выше, чем по ДФО (1465,4). Рост определяется увеличением общей заболеваемости детей 0-17 лет (на 3,4%). Заболеваемость взрослого населения снизилась на 0,9%.
В структуре общей заболеваемости по классам болезней остаются на I месте, как и в 2005-2008 годах, заболевания органов дыхания (409,5 на 1 тыс. населения). На II место вышли болезни глаза и его придаточного аппарата (119,1) и на III месте стоят травмы и отравления (117,7), которые в 2008 году занимали II место (119,4).
Общая заболеваемость детей в последние годы остается на высоком уровне. По сравнению с 2008 годом выросла на 3,4% и составила в 2009 году 2449,7 случаев на 1 тыс. детского населения (2008 год – 2368,1).
По структуре ведущих причин: на I месте – болезни системы кровообращения (45,6%), на II месте – внешние причины смерти (14,3%), на III месте – новообразования (13,0%).