Магаданская область является крупным регионом на Северо-Востоке России. Площадь территории 462,46 тыс. км2. Магаданская область с юга омывается водами Охотского моря. Протяженность береговой полосы вдоль Магаданской области составляет порядка 1 700 км. На территории области расположено 24,6 тыс. озер общей площадью 2 тыс. км2. Крупных озер площадью более 10 км2 насчитывается всего пять. Речная сеть Магаданской области включает в себя более 200 тыс. рек общей протяженностью около 380 тыс. км. Средняя густота речной сети Магаданской области составляет 0,87 км/км2. Главной водной артерией области является река Колыма, которая судоходна в нижнем течении от пос. Усть-Среднекан. Наиболее крупными реками с площадью водосбора свыше 5 тыс. км2 являются: Аян-Юрях, Берелех, Бохапча, Буюнда, Дебин, Детрин, Кулу Сугой, Таскан, Тауй, Гижига. Из общего количества 97% - это реки и ручьи длиной менее 10 км. Большей частью реки относятся к бассейну р. Колыма (71%), остальные – к бассейну Охотского моря (29%).
Обеспеченность Магаданской области водными ресурсами в целом составляет 301 тыс. м3 в год на 1 км2. На одного жителя приходится около 757 тыс. м3 речных вод. Это примерно в 25 раз больше, чем в целом по территории России, поэтому проблема ликвидации локальных дефицитов водных ресурсов перед Магаданской областью не стоит. Статистическая максимальная потребность области в пресной воде из поверхностных источников составляет около 0,1% водных ресурсов территории.
Водные ресурсы Магаданской области используются для выработки электроэнергии, добычи полезных ископаемых, рыборазведения, хозяйственно-питьевого водоснабжения.
На территории Магаданской области доброкачественной питьевой водой обеспечено 159 178 человек или 98,9% населения, в том числе, условно доброкачественной водой обеспечены 20 населенных пунктов (42,5%) с количеством проживающих - 130 628 человек.
В области основную часть (86,7%) составляют подземные водоисточники. Из восьми районов области в пяти водоснабжение осуществляется только из подземных водоносных горизонтов - в Ольском, Хасынском, Тенькинском, Омсукчанском, Северо-Эвенском районах.
Основными источниками поступления загрязняющих веществ в воды рек и водохранилищ области являются предприятия золотодобывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностный сток с неблагоустроенных территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в периоды повышенной водности рек (паводковые периоды года).
Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.
Искусственные водные объекты области представлены шестью водохранилищами общей площадью зеркала 454,8 км2 с полным объемом 15,1 км3. Более половины населения области - около 53%, проживающих в областном центре, получают питьевую воду из комплекса водохранилищ на р. Каменушке, где отсутствуют водоочистные сооружения и проводится только обеззараживание воды. Вопросы строительства водоочистных сооружений г. Магадана, водоснабжение которого базируется на поверхностном источнике, будут решаться в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" до 2018 года".
Гидротехнические сооружения (далее -ГТС) водохранилища N 1 на р. Каменушка в г. Магадане эксплуатируются с 1959 года, а ГТС водохранилища N 2 с 1980 года. За период эксплуатации составные элементы гидротехнических сооружений претерпели значительный износ и нуждаются в проведении капитального ремонта. Преддекларационным обследованием комплекса ГТС, проведенным в июле 2010 года в целях составления новой декларации безопасности, комиссией в составе представителей специализированной организации из г. Новосибирска и специально уполномоченных органов по Магаданской области (Ленского БВУ, Ростехнадзора, МЧС и департамента природных ресурсов администрации Магаданской области) было установлено, что отдельные конструктивные узлы ГТС находятся в неудовлетворительном состоянии и для обеспечения безопасности ГТС нуждаются в проведении капитального ремонта. В случае аварии на комплексе ГТС, расположенном на водохранилищах N 1 и N 2 на р. Каменушка в г. Магадане, общий ущерб в ценах 2013 года составит 4 737,655 млн. рублей.
В целях обеспечения безопасности ГТС, учитывая предельную изношенность элементов водохозяйственного комплекса на р. Каменушка, необходимо системное ежегодное решение вопроса проведения капитального ремонта его конструктивных узлов.
Для предотвращения возможного негативного влияния вод на объекты экономики и население Магаданской области необходимо системно решать вопросы защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры от паводков. Основными последствиями паводков являются затопление сельскохозяйственных земель, разрушение дорог, оползание в реку построек и местных коммуникаций.
Проводимые мероприятия некапитального характера -руслоформирующие и руслорегуляционные работы в русле в пределах черты поселений, протяженность которых не превышает 1-2 км, дают кратковременный эффект на 2-3 года и являются временной мерой. Это обусловлено климатическими условиями, морфологией, гидрогеологическим и гидрологическим режимом рек Крайнего Севера, определенным наличием многолетнемерзлых пород. Данные мероприятия не позволяют в необходимом объеме решить назревшие вопросы защиты от паводков на реках Магаданской области, со скоростями течения до 5 м/с, где в течение летнего периода проходит до 3-5 мощных летних паводков. Для полноценной защиты населения необходимо проведение работ по капитальному строительству новых и капитальному ремонту действующих ГТС. Альтернативных вариантов финансирования такого строительства, кроме как бюджетного, для северных дотационных территорий не может быть. В данном случае региональными (муниципальными) программами должна обеспечиваться разработка проектно-сметной документации капитального строительства (ремонта) и реконструкции гидротехнических сооружений.
Обеспечение высокого уровня защищенности территории Магаданской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития региона и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
В настоящее время на территории области расположены 18 ГТС защитного назначения, находящиеся в муниципальной собственности и одно сооружение, которое на сегодняшний день числится бесхозяйным (бетонная подпорная стенка на руч. Талон в г. Сусуман, протяженностью 260 метров). Общая длина всех числящихся на балансе муниципальных образований сооружений составляет 68,13 км.
Большая часть сооружений расположена в Ольском районе. Их общая протяженность 54,5 км. Со времени ввода сооружений в 70-80-е годы капитальные ремонты на них не проводились. Около 13 км дамб смыто водой.
В российский регистр гидротехнических сооружений включено всего пять ГТС Магаданской области (28% от существующих на территории). Для дальнейшего решения вопроса обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на должном уровне, необходима регистрация в установленном порядке всех оставшихся гидротехнических сооружений области, их постановка на учет и дальнейшее оформление документации, в т.ч. оформление земельных участков под существующими ГТС. В частности, необходимо обеспечить разработку технических паспортов ГТС и постановку данных ГТС на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Кроме этого, согласно статье 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет необходимо представление межевого плана земельного участка. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация должна составлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.
Поэтому одной из первоочередных задач является разработка правоустанавливающих документов на существующие ГТС: деклараций безопасности ГТС, технических паспортов гидротехнических сооружений и межевых планов земельных участков под существующими ГТС, без которых невозможна дальнейшая безопасная эксплуатация гидротехнических объектов.
Для сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водотоки необходимо реализовать комплекс водоохранных мер, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, в том числе, которые утратили способность к самоочищению.
Мероприятия по экологической реабилитации рек, помимо значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты, создадут оптимальные условия для прохода на нерест и обратно лососевых рыб, окажут позитивное влияние на развитие сферы услуг в области рекреационной деятельности. Первоочередной задачей в этом направлении является завершение работ по рекультивации хвостохранилища Карамкенского ГМК с ликвидацией гидротехнических сооружений (ручей Туманный в поселке Карамкен), начатых в 2012 году за счет средств областного и муниципального бюджетов. Хвостохранилище Карамкенского ГМК содержит 4,2 млн. м3 минеральных отходов и является источником загрязнения поверхностных вод ручья Туманный и реки Хасын. Рекультивация хвостохранилища позволит устранить источник загрязнения поверхностных вод, восстановить русло, законсервировать и частично обезвредить отходы.
Все вышеизложенное позволяет отметить, что в Магаданской области сложился комплекс негативных проблем, в том числе:
- наличие негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
- наличие на территории области бесхозяйных ГТС;
- отсутствие правоустанавливающих документов на ГТС;
- наличие на территории области ГТС, находящихся в аварийном состоянии;
- наличие угрозы затопления территорий, вызванной паводками.
Капиталоемкость всего комплекса необходимых для решения этих задач водохозяйственных мероприятий, а также их непривлекательность для частных инвесторов в связи с отсутствием доходности, требуют особого подхода к вопросам оказания государственной поддержки в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ, особенно в условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Начиная с 2011 года, задачи повышения эксплуатационной надежности ГТС и обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод в Магаданской области решались в рамках областной целевой программы "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области" на 2009-2015 годы", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 27 ноября 2009 г. N 593-па "Об областной целевой программе "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области" на 2009-2015 годы".
В настоящее время возникла потребность принятия отдельной целевой программы, направленной на комплексное решение всех вопросов, связанных с использованием водных объектов, начиная с разработки правоустанавливающих документов на ГТС, проведением превентивных мероприятий, направленных на предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, и заканчивая мероприятиями по охране водных объектов, ликвидации последствий аварий на ГТС. Комплексное, системное решение вышеуказанных проблем программно-целевым методом позволит достичь максимального результата, направленного на гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Магаданской области, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики Магаданской области от наводнений и иного негативного воздействия вод.