АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 февраля 2012 года N 69-па
Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Магаданской области" на 2012-2016 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Магаданской области
от 17 апреля 2014 года N 316-пп
____________________________________________________________________
(Текст изменен)
{Изменено: Постановлением от 27.12.2012 N 1011-па}
{Изменено: Постановлением от 22.08.2013 N 787-па}
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" администрация Магаданской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Магаданской области" на 2012-2016 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Положиёва А.В.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. губернатора
Магаданской области
Н. Карпенко
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Паспорт
областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Магаданской области" на 2012-2016 годы"
Наименование программы | областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Магаданской области" на 2012-2016 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации; |
Государственный заказчик Программы | администрация Магаданской области |
Разработчики Программы | - департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области; |
Исполнители Программы | департамент природных ресурсов администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент здравоохранения администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию), управляющие организации (по согласованию) |
Цель Программы | улучшение экологической ситуации на территории Магаданской области за счет снижения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, создания на территории муниципальных образований области развитой инфраструктуры по сбору, обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления |
Задачи Программы | - модернизация инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО); |
Ожидаемые конкретные результаты Программы | - обеспечение доступности услуг по сбору и вывозу ТБО для населения области; |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 267 000,0 тыс. рублей, в том числе: |
Срок реализации Программы | 2012-2016 годы |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы ос уществляется в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395- па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" |
Индикаторы Программы | - доля поселений, обеспеченных комплексными площадками для сбора, утилизации и обезвреживания отходов; |
В настоящее время на территории области особо остро стоят вопросы обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами (далее - отходы), решить которые планируется в рамках данной Программы.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами на территории Магаданской области являются:
- значительный объем отходов, накопленных в предыдущие годы и не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде.
Отсутствие цивилизованного механизма решения проблем обращения с отходами сказывается на инвестиционной привлекательности Магаданской области и негативно влияет на здоровье населения Магаданской области.
Вывоз ТБО на территории Магаданской области осуществляется в основном на земельные участки, занятые санкционированными и несанкционированными свалками, которые не имеют комплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения.
На территории Магаданской области 76 объектов размещения отходов производства и потребления занесены в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов) и являются санкционированными, остальные 28 объектов размещения ТБО в поселениях эксплуатируются незаконно. При проведении рейдовых мероприятий в 2011 году на территории муниципальных образований Магаданской области выявлено еще порядка 30 стихийных несанкционированных объектов размещения отходов.
Сортировка мусора или селективный сбор твердых бытовых отходов на территории области не ведется, существующие приемные пункты вторсырья предназначены только для сбора черных и цветных металлов. Инфраструктура утилизации (переработки) отходов в области не развита.
Практически во всех населенных пунктах материально-техническая база специализированных организаций и управляющих компаний остается неудовлетворительной. Для сбора ТБО в населенных пунктах в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1.1 м3) и специальные (до 12 м3). Обеспеченность контейнерным парком составляет в среднем - 60 %, из них – 40 % нуждается в ремонте, а более 20 % – в замене. Вывоз отходов ТБО на свалки и полигоны осуществляется специализированным транспортом, количество которого не удовлетворяет потребности муниципальных образований.
Крайне неудовлетворительная ситуация с утилизацией ТБО складывается в малочисленных сельских поселениях. Отсутствие средств на создание организованной системы сбора и вывоза отходов на территории муниципальных образований ведет к возникновению несанкционированных свалок в водоохранных зонах рек и вдоль автомобильных дорог.
Реальную угрозу экологической безопасности Магаданской области создает накопление биологических отходов, которые представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приводит к заболеваемости животных и людей.
Утилизация биологических отходов должна производиться в специализированных печах. Однако в наиболее отдаленных населенных пунктах Магаданской области специализированные утилизационные печи отсутствуют, также отсутствуют скотомогильники и биотермические ямы. Таким образом, проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность.
Кроме того, в Магаданской области отсутствует комплексный подход к обращению с медицинскими отходами.
Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов. Более 15 % образующихся медицинских отходов представляют серьезную опасность как для медицинского персонала, так и для окружающей среды, потому что содержат большое количество токсичных соединений (прежде всего цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты) и радиоактивные вещества.
Все образующиеся на территории Магаданской области отходы деятельности лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) утилизируются по стандартным схемам. После сбора, сортировки и обеззараживания отходы складируются (на временное хранение) на территории ЛПУ, после чего вывозятся на полигоны и свалки ТБО для дальнейшего размещения без утилизации.
Вопрос обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, также требует особого внимания.
Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В связи с этим необходимы не только организация централизованного сбора ртутьсодержащих отходов, но и их дальнейшее уничтожение.
Каждая лампа содержит 3-5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Разрушенная или поврежденная колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление. В условиях стандартного закрытого помещения без проветривания в результате повреждения одной лампы кратковременно, в течение нескольких часов, возможно достижение концентрации ртути в воздухе до 0,05мг/м3 и более, что превышает предельно допустимую концентрацию более чем в 160 раз (ПДК Hg - 0,0003мг/м3).
Кроме того, на территории Магаданской области не ведется мониторинг образующегося строительного мусора, а также его транспортировки и утилизации. Различные отходы, в том числе автомобильные шины, аккумуляторы, загрязненные нефтепродуктами материалы, под видом малоопасных размещаются на свалках. Автомобильные шины выбрасываются в непредназначенные для этих целей места. Изношенные шины практически не подвержены природному разложению. При сжигании одной тонны шин в атмосферу выбрасывается 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов.
Нарастающие объемы образования и накопления отходов производства и потребления, отсутствие системы и порядка сбора отходов в поселениях области, рост количества стихийных несанкционированных свалок ведут к прогрессирующему негативному воздействию отходов на окружающую среду. Из-за отсутствия или дефицита денежных средств в местных бюджетах эти вопросы остаются нерешенными. Органы местного самоуправления неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организации сбора и удаления отходов, не говоря уже о создании специализированных организаций по переработке и обезвреживанию отходов. В настоящее время стоит проблема сбора и утилизации всех видов отходов, ликвидации несанкционированных свалок, рекультивации полигонов захоронения отходов, уже исчерпавших запланированные объемы. Для решения вопросов, связанных с отходами, необходимо скоординировать совместные усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления с привлечением средств частных инвесторов.
В основу данной Программы заложен принцип построения единой комплексной системы управления обращением с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлениям социально-экономического развития Магаданской области. Это позволит сконцентрировать решение комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные и технические ресурсы, привлечь внебюджетные инвестиции.
Основной целью Программы является улучшение экологической ситуации на территории Магаданской области за счет снижения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, создания на территории муниципальных образований области развитой инфраструктуры по сбору, обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- модернизация инфраструктуры обращения с ТБО;
- совершенствование правового и методического обеспечения в области обращения с отходами;
- создание и обеспечение функционирования комплексной системы обращения с отходами на территории поселений Магаданской области (сбор, использование, обезвреживание отходов);
- ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, строительство (обустройство) и содержание санкционированных объектов;
- максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;
- создание новых полигонов по экологически безопасному захоронению отходов с комплексной переработкой ТБО;
- повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения в вопросы безопасного обращения с ТБО.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- обеспечить доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения области;
- создать эффективно действующую систему хозяйствования в сфере обращения с отходами;
- увеличить к 2016 году количество ликвидированных несанкционированных мест размещения отходов;
- привлечь внебюджетные инвестиции в сферу обращения ТБО;
- улучшить экологическое, санитарно-гигиеническое состояние территории Магаданской области.
Для оценки эффективности реализации Программы будут использоваться индикаторы, значения которых приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2012 года по 2016 год включительно.
Управление и координацию выполнения мероприятий осуществляет государственный заказчик Программы - администрация Магаданской области.
В целях исполнения предусмотренных Программой мероприятий муниципальным образованиям Магаданской области предоставляются субсидии из областного бюджета для реализации таких мероприятий.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Магаданской области производится в соответствии с условиями предоставления и методикой расчета, предусмотренными пунктом 5.2 настоящего раздела Программы.
Перечень мероприятий Программы может ежегодно корректироваться на основе анализа полученных результатов реализации Программы, фактической потребности в средствах на реализацию мероприятий и исходя из реальных возможностей областного бюджета.
Условием предоставления субсидий муниципальным образованиям является наличие утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований целевых программ развития системы обращения с отходами производства и потребления, предусматривающих бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение соответствующих мероприятий.