АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 сентября 2011 года N 622-па
О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 28 марта 2011 г. N 184-па
Администрация Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 28 марта 2011 г. N 184-па "О Программе модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011-2012 годы" (далее – Программа) следующие изменения:
1.1. Раздел III Программы "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" изложить в следующей редакции:
"III. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение
Результаты обследования лечебно-профилактических учреждений Магаданской области показали, что уровень оснащенности лечебных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением в настоящее время остается недостаточным. Компьютерная техника сосредоточена в основном в административно-хозяйственных службах учреждений, прикладное программное обеспечение, связанное с автоматизацией лечебного процесса, практически, не развито. Для автоматизации лечебно-диагностического процесса и осуществления функций управления здравоохранением используется менее 12% компьютерного парка, доступ к сети Интернет крайне незначителен, а широкополосный доступ к сети Интернет отсутствует. В среднем по Магаданской области на 6 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер. Используют средства телемедицины 26% лечебно-профилактических учреждений здравоохранения области.
Отсутствие единого централизованного управления субъектами информационной системы приводит к разобщенности и дублированию работ по информатизации, нерациональному расходованию средств. Ряд программных продуктов, используемых для обработки информации, морально устарел и не соответствует предъявляемым требованиям, незначительная часть учреждений использует нелицензионное программное обеспечение. Необходимо решение вопросов, связанных с выравниванием технических возможностей ЛПУ, укомплектованностью информационных служб квалифицированными кадрами. Возрастает роль организационного, методического, технологического и нормативно-правового обеспечения процесса информатизации. Требуют дальнейшего решения вопросы защиты персонифицированной информации, хранящейся или передающейся в электронной форме.
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Магаданской области направлены на достижение следующих главных целей:
- совершенствование системы управления здравоохранением Магаданской области;
- улучшение здоровья населения путем повышения качества и доступности медицинской помощи;
- повышение эффективности использования имеющихся материальных ресурсов;
- повышение качества работы специалистов;
- оптимизация расходов на медицинскую помощь;
- непрерывный динамический анализ имеющихся потребностей населения и возможностей их удовлетворения;
- обеспечение единства и прозрачности системы здравоохранения, повышение компьютерной грамотности и эффективности работы медицинского персонала;
- создание собственного информационного ресурса в виде Единой медицинской информационной системы здравоохранения Магаданской области, позволяющей внедрить современную высокоэффективную медицинскую информационную управляющую систему, охватывающую все уровни – от руководителей до врачей, специалистов и пациентов.
Для создания условий выполнения государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения, а также за счет внедрения современных информационных систем и технологий в здравоохранение в Программу включены следующие мероприятия:
1. Ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной медицинской карты гражданина и записи на прием к врачу в электронном виде. В рамках данного мероприятия планируется:
1.1. Создание технической инфраструктуры, в том числе:
- создание регионального центра обработки данных (далее – ЦОД) департамента здравоохранения администрации Магаданской области.
ЦОД призван обеспечивать сбор и хранение медицинской информации с использованием единой системы классификации и кодирования, предоставление данной информации и общесистемных сервисов прикладным системам участников системы здравоохранения, а также в адрес федерального информационного ресурса и иным заинтересованным лицам в соответствии с их полномочиями. Аппаратно-программный комплекс предлагается разместить на базе департамента здравоохранения администрации Магаданской области за счет областного бюджета. Основными поставщиками информации для ЦОД предполагаются информационные системы лечебно-профилактических учреждений Магаданской области. При этом в ЦОД обеспечивается сбор и передача как данных о гражданах, их здоровье и полученной ими медицинской и лекарственной помощи в медицинских организациях (в обезличенном виде), так и данных о ресурсах системы здравоохранения, включая данные о медицинских работниках, медицинской технике и оборудовании, изделиях медицинского назначения, информационных системах, лекарственных средствах и т.д.
В рамках ЦОД предполагается разместить общесистемные сервисы и приложения, обеспечивающие в том числе: учет и идентификацию пациентов и медицинского персонала, персонифицированный учет оказанной медицинской помощи, ведение электронного паспорта медицинской организации и реестра медицинских работников, ведение единой электронной медицинской карты и специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан на ее основе, возможность направления пациента на проведение лабораторно-диагностических исследований и получение медицинской помощи, возможность автоматической рассылки уведомлений и предупреждений о поступивших результатах анализов, имеющихся отклонениях от референтных значений и других контролируемых параметров, возможность использования электронных рецептов, автоматизацию предварительных этапов медико-экономической экспертизы, возможность аналитической обработки первичных данных, возможность централизованного сбора и обработки медицинской статистики и проведения телемедицинских консультаций;
- оснащение медицинских учреждений компьютерным оборудованием и общесистемным программным обеспечением. Данное мероприятие планируется осуществить в 2011 году, при этом вычислительной техникой и общесистемным программным обеспечением будет оснащено 21 учреждение здравоохранения Магаданской области, т.е. 100% учреждений, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования (18 муниципальных и 3 государственных учреждения);
- создание ведомственной VPN -сети департамента здравоохранения администрации Магаданской области и организация локальных вычислительных сетей ЛПУ. С этой целью в рамках Программы планируется создание технических проектов ЛПУ, прокладка кабельных сетей, организация широкополосных каналов связи и обеспечение информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом. Кроме того, планируется организация широкополосных каналов связи и информационного обмена между региональным информационным ресурсом и федеральным информационном ресурсом, между департаментом здравоохранения администрации Магаданской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Магаданской области и другими участниками системы обязательного медицинского страхования на территории области. Для организации безопасного соединения между учреждениями и передачи данных по защищённым каналам связи будет обеспечено подключение VPN через VipN et.
1.2. Внедрение типовой медицинской информационной системы в лечебно-профилактические учреждения Магаданской области.
Планируется адаптация и внедрение типовой медицинской информационной системы (далее– МИС) в 21 ЛПУ, входящие в систему ОМС (100%). МИС предназначена для автоматизации деятельности поликлиники и стационара при обеспечении работы в едином информационном пространстве, и должна обеспечить решение следующих задач:
- сбор и передачу информации о законченных случаях фактов оказанной медицинской помощи, в том числе и предыдущих случаях;
- информационную поддержку функционирования и взаимодействия сотрудников медицинских организаций (поликлиника, стационар, дневные стационары, вспомогательные лечебно-диагностические подразделения);
- автоматизацию информационного взаимодействия медицинских организаций с внешними организациями, обмен данными персонифицированного учета;
- учет медицинских услуг и предоставление возможности интеграции, обеспечивающей ввод и хранение на уровне лечебно-профилактических учреждений данных в электронной форме, достаточных для формирования отчетных статистических и аналитических форм.
На основе МИС должны быть автоматизированы следующие виды деятельности:
- персонифицированный учет оказания медицинской помощи и профилактических мероприятий;
- взаимодействие с системами ведения классификаторов и справочников, технико-экономической и социальной информации, а также персонально идентифицируемой информацией регистров пациентов и медицинских работников лечебно-профилактических учреждений;
- ведение разделов электронной медицинской карты пациента;
- формирование медико-статистических отчетов;
- предоставление информации об оказанных услугах для осуществления финансово-экономического учета и планирования;
- получение сводных аналитических данных о деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Состав и структура МИС должна отражать потребности учреждения и предусматривать возможность перспективных изменений, а также обеспечить возможность записи на прием к врачу в электронном виде.
Сегодня в поликлиниках г. Магадана введена предварительная электронная запись на плановый прием к врачу, но необходимо обеспечение возможности записи пациентов на консультации к медицинским специалистам на основе областного call-центра на базе функционирующей горячей линии департамента здравоохранения администрации Магаданской области. Для реализации данного мероприятия в рамках Программы предполагается в 2012 году приобретение информационно-справочных терминалов (инфоматов) для 21 ЛПУ. Кроме того, на базе МИС будет внедрена система "Электронная регистратура".
1.3. Обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота в учреждения здравоохранения области.
В настоящее время система телемедицины в Магаданской области организована в ГУЗ "Магаданская областная больница" и в восьми центральных районных больницах Магаданской области (Ольского, Омсукчанского, Северо-Эвенского, Среднеканского, Сусуманского, Тенькинского, Хасынского, Ягоднинского районов). В данных лечебных учреждениях назначены ответственные лица за проведение сеансов телемедицины. Оборудование кабинетов для проведения сеансов телемедицины представлено только WEB–камерами, подключенными к персональным компьютерам и обеспеченными соответствующим программным обеспечением. Такая организация телемедицины позволяет осуществлять только ограниченные видеоконсультации больных, проходящих лечение в регионе. Низкая скорость передачи данных и слабое оснащение оборудованием ЛПУ не позволяют выполнять первоочередные задачи телемедицины в области обеспечения консультативной помощи.
Обеспечение телеконсультативной помощи при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и off-line, то есть непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями по электронной почте, что невозможно осуществить в условиях низкой скорости передачи данных.
Для решения задач, связанных с применением и развитием методов телемедицины, в рамках Программы предполагается организовать высокоскоростное соединение между всеми объектами здравоохранения Магаданской области посредством услуги IP VPN в II этапа:
- I этап: обеспечение ГУЗ "Магаданская областная больница" цифровыми каналами связи в пределах г. Магадана с высокой пропускной способностью и организация сети по принципу "звезда" с центром, располагаемым по адресу г. Магадан, ул. Нагаевская, д. 40;
- II этап: подключение остальных объектов здравоохранения Магаданской области согласно районному расположению и заранее согласованному графику подключения.
Осуществление данных мероприятий позволит:
- в полном объеме применять в медицинских лечебных учреждениях Магаданской области методы телемедицины;
- проводить видеоконференции и телемосты (при подключении соответствующего оборудования) между ЛПУ;
- получить высокоскоростной доступ в сеть Интернет по низкой стоимости.
Программой предусматривается:
- создание сегмента областной телемедицинской сети, включающей следующие уровни: телемедицинские центры на базе ГУЗ "Магаданская областная больница", МБУЗ г. Магадана "Детская городская больница", ГУЗ "Магаданский областной онкологический диспансер" и МБУЗ г. Магадана "Магаданский родильный дом" и телемедицинские кабинеты в районных центрах;
- создание в составе локальных вычислительных сетей ЛПУ сегментов, объединяющих высокотехнологичное оборудование, АРМы консультативной и диагностической направленности, системы видеоконференцсвязи, видеонаблюдения;
- оснащение телемедицинских центров и кабинетов серверным и телекоммуникационным оборудованием, а также системами видеоконференцсвязи и видеонаблюдения;
- приобретение специализированного программного обеспечения, в том числе для визуализации, обработки, хранения медицинских изображений, защиты информации, управления базами данных;
- разработка регламентов проведения телемедицинских мероприятий, взаимодействия между центрами и кабинетами;
- организация учебы врачей и инженеров по вопросам телемедицины.
Также в рамках Программы предполагается создать систему электронного документооборота в здравоохранении области с использованием новейших технологий, что обеспечит полноценную работу с документами в территориально-распределенных структурах со сложной схемой информационных потоков, а также защиту от несанкционированного доступа и средства защиты информации.
Система электронного документооборота может сопровождать традиционно принятый в организации документооборот, упорядочивая технологию делопроизводства и облегчая рутинные операции по обработке документов. При этом система обеспечивает регистрацию входящих, исходящих и внутренних документов, контроль за исполнением поручений (резолюций) руководства, ввод отчетов исполнителей по поручениям (документам), организацию и учет движения документов между подразделениями и должностными лицами, включая движение бумажных оригиналов и копий документов. По каждому зарегистрированному документу в системе хранятся сведения, описывающие сам документ и весь процесс работы с ним в подразделениях: от регистрации до списания в дело, включая ход исполнения документа и рассылку во внешние организации.
Также система позволяет существенно расширить рамки традиционной организации документооборота за счет частичного или полного использования функций электронного документооборота и обработки документов на ЭВМ. Поэтому система после ее внедрения в организации обеспечит постепенный переход от бумажной к безбумажной технологии обработки документов и позволит реализовать следующие задачи:
- регистрация документов (входящих и созданных в организации);
- ввод поручений и контроль их исполнения, а также обеспечение возможности централизованного контроля и контроля "внешних" исполнителей;
- регистрация и контроль поручений из вышестоящих организаций;
- обслуживание многопунктовых документов;
- создание, согласование и подписание проектов документов в электронной форме;
- маршрутизация и контроль движения документов, рассылка по спискам;
- работа с взаимосвязанными документами;
- сканирование и прикрепление электронных образов документов, поточное сканирование;
- обмен документами по электронной почте с использованием ЭЦП и шифрования;
- поиск документов, возможность сохранения поисковых запросов, полнотекстовой поиск по прикрепленным файлам;
- справочно-аналитическая работа, формирование отчетов;
- информирование пользователей о совершенных в системе операциях и приближении их сроков исполнения;
- возможность удаленной работы.
Кроме того, реализация данного мероприятий Программы позволит осуществлять мониторинг реализации Программы модернизации здравоохранения области.
Внедрение модуля "Мониторинг реализации региональной программы модернизации здравоохранения" обеспечит сбор информации путем выгрузки из информационных систем ЛПУ или путем ввода данных через WEB-интерфейс по следующим направлениям: