ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 года N 286-п
ОБ ОДОБРЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
(в редакции постановлений администрации НАО от 19.09.2013 N 345-п, от 29.05.2014 N 182-п, от 18.09.2014 N 354-п, от 24.04.2015 N 124-п, от 28.10.2015 N 350-п)
В целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного округа от 22.08.2012 N 190-рг "Об окружной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Одобрить прилагаемую стратегию действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012 - 2017 годы.
1.1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований "Муниципальный район "Заполярный район" и "Городской округ "Город Нарьян-Мар" разработать и принять муниципальные планы (программы) мероприятий по реализации стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе.
(п. 1.1 введен постановлением администрации НАО от 24.04.2015 N 124-п)
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Первый заместитель
главы Администрации
Ненецкого автономного округа
А.Ю.ШАНЬГИН
Одобрена
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 28.09.2012 N 286-п
(в редакции постановлений администрации НАО от 19.09.2013 N 345-п, от 29.05.2014 N 182-п, от 18.09.2014 N 354-п, от 24.04.2015 N 124-п)
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Ненецком автономном округе для решения вопросов в сфере детства реализуются программы, направленные на защиту прав детей либо включающие отдельные положения, касающиеся вопросов образования, здравоохранения, развития физической культуры и спорта, повышения безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений на территории Ненецкого автономного округа, обеспечения общественного порядка, противодействия преступности, терроризму, экстремизму и другое.
(в ред. постановления администрации НАО от 24.04.2015 N 124-п)
Главная цель окружной стратегии - определить основные направления и задачи политики Ненецкого автономного округа в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Ненецком автономном округе для решения вопросов в сфере детства реализуются программы, направленные на защиту прав детей либо включающие отдельные положения, касающиеся вопросов образования, здравоохранения, развития физической культуры и спорта, повышения безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений на территории Ненецкого автономного округа, обеспечения общественного порядка, противодействия преступности, терроризму, экстремизму и другое.
(в ред. постановления администрации НАО от 18.09.2014 N 354-п)
В последние годы принят ряд важнейших нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, направленных на защиту прав детей: законом Ненецкого автономного округа от 28.06.2010 N 45-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ненецком автономном округе и о внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа" создан институт уполномоченного по правам ребенка; увеличился объем финансирования социальных расходов из окружного бюджета; приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный семейный капитал, ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего детское дошкольную образовательную организацию (от полутора до четырех лет), поддержка приемных семей).
(в ред. постановления администрации НАО от 24.04.2015 N 124-п)
В результате принятых мер наметились следующие позитивные тенденции: улучшение социально-экономического положения семей с детьми, повышение доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в Ненецком автономном округе имеются проблемы, указанные в Национальной стратегии, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения в регионе. Несмотря на то что за последнее время стабилизировалась ситуация в динамике основных параметров здоровья детей, уровень заболеваемости детей остается достаточно высоким.
Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточным является уровень доступности социальных услуг для семей с детьми. Остаются неблагоприятными условия социальной среды для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего округа и его безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Эффективное решение задач затруднено, в том числе и в результате разделения государственных полномочий между органами власти Ненецкого автономного округа и Архангельской области.
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Ненецком автономном округе должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Ненецком автономном округе необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание уязвимым категориям детей. В Ненецком автономном округе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Ненецком автономном округе формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка. В Ненецком автономном округе политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Расширение возможности доступа к культурным ценностям и объектам спортивной инфраструктуры. В Ненецком автономном округе необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, спорта, непосредственно работающих с детьми, создавать условия и продолжать работу по выявлению и поддержке одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры, искусства, спорта с детьми и семьями с детьми.
Окружная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Реализацию окружной стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям, закрепленным в Национальной стратегии: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии.
Численность детского населения Ненецкого автономного округа в возрасте от 0 до 17 лет включительно по состоянию на начало 2011 года составила 10 544 человека. Удельный вес детей в общем количестве населения округа в 2010 году составил 25,04%. В 2011 году родился 641 ребенок (в 2010 году - 699, в 2009 году - 695).
Для многодетных и неполных семей, размер доходов которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в округе, характерны риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.
Особую тревожность вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.
На учете состоит 427 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4% от общего числа детей, проживающих в округе). Ежегодно выявляется порядка 70 детей, оставшихся без попечения родителей, в основном по причине лишения (ограничения) родительских прав.
Имеют место случаи жестокого обращения с детьми.
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода путем совершенствования законодательства Ненецкого автономного округа.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
Совершенствование законодательства Ненецкого автономного округа в сфере защиты детства.
Формирование системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав.
Поддержка инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей.
Формирование системы мониторинга в Ненецком автономном округе эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.
Соблюдение и финансирование минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.
Оказание материальной помощи семьям, наиболее уязвимым в социальном плане, в том числе многодетным семьям, имеющим высокую иждивенческую нагрузку.
Активизация экономической активности малообеспеченных граждан путем трудоустройства и развития самозанятости.
Формирование и дальнейшее совершенствование системы мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми.
Разработка мероприятий, направленных на повышение авторитета института семьи, пропаганду в обществе лучших семейных традиций, признание заслуг семьи в воспитании физически и нравственно здорового поколения, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.