Ведомственная целевая программа "Развитие образования в Ненецком автономном округе на 2013 год" разработана с учетом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.
Основанием для разработки Программы является необходимость реализации на территории Ненецкого автономного округа государственной политики в области образования, направленной на повышение качества образования.
Образовательную деятельность на территории Ненецкого автономного округа осуществляют 83 образовательных учреждения. В дошкольных учреждениях воспитывается 3119 человек, работает 1263 человека, из которых 431 - педагогические работники. В школах округа обучается 5700 человек. Численность работников общеобразовательных учреждений составляет 1752 человека, из них учителей - 546 человек. В 10 учреждениях дополнительного образования детей, 3 из которых - окружные государственные, занимается 5406 воспитанников. Всего в системе образования Ненецкого автономного округа занято 13 тысяч человек (обучающихся и работающих), что составляет треть всего населения региона.
В настоящее время в Ненецком автономном округе существует проблема с предоставлением качественного образования, и в первую очередь в сельских школах. Это связано с недостаточным количеством высокопрофессиональных педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, внедрением новых современных методик, технологий в образовательный процесс, недостаточным количеством молодых педагогов. По данным социологического опроса средняя удовлетворенность качеством образования в муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа, проведенного Управлением международных и межрегиональных связей, информации и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа, составила 60%. На повышение качества образования в Ненецком автономном округе влияет:
- недостаточное количество тьюторов (преподавателей-консультантов), прошедших подготовку на федеральном уровне, для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) в систему начального и основного образования;
- отсутствие сертифицированных экспертов для проведения ЕГЭ и ГИА-9 в 2013 году (в 2012 году заканчивается действие сертификатов экспертов ЕГЭ);
- недостаточное методическое обеспечение образовательных учреждений для реализации национально-регионального компонента в учебных планах учреждений образования;
- недостаточно развитая система поддержки и сопровождения одаренных детей и их наставников;
- отсутствие поддержки экспертов, привлекаемых к процедуре проведения аттестации;
- отсутствие адресной поддержки молодых педагогов.
На основании Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 1 января 2008 года часть полномочий в сфере дошкольного, общего, дополнительного образования детей осуществляют органы государственной власти Архангельской области.
На основании Соглашения "О взаимодействии между Министерством образования, науки и культуры Архангельской области и Управлением образования и молодежной политики Ненецкого автономного округа в сфере образования и в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ненецкого автономного округа" органы государственной власти Архангельской области исполняют государственные полномочия в сфере образования на территории Ненецкого автономного округа по отношению к 5 (пяти) подведомственным области учреждениям образования, а также в части выделения субвенций местным бюджетам на организацию общего образования (на основании подпункта 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Органы государственной власти Ненецкого автономного округа исполняют полномочия в сфере образования по отношению к 3 окружным учреждениям дополнительного образования детей и 75 муниципальным образовательным учреждениям.
Целевая направленность субвенций, выделяемых из бюджета Архангельской области на реализацию образовательных программ, а также субсидий Ненецкого автономного округа на реализацию ряда направлений в сфере "Образование" не позволяет решать вопросы, обозначенные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", поручениях Президента Российской Федерации.
Для решения указанных проблем необходимо сочетание различных подходов, которые обеспечивают программно-целевой метод, использование которого позволит:
- увеличить количество тьюторов (преподавателей-консультантов) для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в систему начального и основного образования;
- подготовить экспертов для проведения ЕГЭ и ГИА-9;
- обеспечить методическое сопровождение образовательных учреждений для реализации национально-регионального компонента в учебных планах учреждений образования;
- осуществить поддержку и сопровождение одаренных детей и их наставников;
- оказать поддержку экспертов, привлекаемых к процедуре проведения аттестации;
- оказать адресную поддержку молодым педагогам.