В НАО создана развитая, хотя и разобщенная и контрастная по составу, система обслуживания, охватывающая городское и значительную часть населения сельских поселений. Многие объекты функционируют как межселенные. При этом выполнение услуг, требующих высококвалифицированных кадров и сложного технологического оборудования, возлагаются на объекты окружного центра.
В г.Нарьян-Мар создается достаточно развитый состав объектов обслуживания различного уровня. Здесь сконцентрировались объекты эпизодического посещения - средние и высшие учебные заведения, специализированные и многопрофильные объекты здравоохранения, объекты культуры, предприятия службы быта, торговые центры и т.д.
Обеспеченность по основным видам обслуживания следующая:
- современная сеть общеобразовательных учреждений превышает нормативную обеспеченность в целом но не отражает ситуацию в отдельных населенных пунктах
- по учреждениям здравоохранения обеспеченность почти соответствует нормативному уровню обеспеченности, не хватает лишь емкости амбулаторно-поликлиническим учреждениям, недостаточно развита материально-техническая база, недостаточна квалификация и укомплектованность медицинских кадров;
- по учреждениям культуры обеспеченность выше нормативного уровня, однако, фонд книг в библиотеках часто не соответствуют современным требованиям, а больше половины клубных учреждений имеет износ до 100%;
- остальные виды обслуживания, в частности торговля, общественное питание и часть бытового обслуживания, находятся в подавляющем большинстве в частной собственности, государственными и муниципальными властями они не нормируются и не финансируются, поэтому обеспеченность населения ими, носит условный характер.
Основные направления построения системы культурно-бытового обслуживания
Организация обслуживания населения округа должна формироваться с учетом специфики расселения на данной территории.
За основу определения состава учреждений и предприятий обслуживания, которые должны быть размещены в каждом поселении, должна приниматься периодичность посещения различных учреждений. В сложившихся условиях государство разрабатывает новую политику формирования системы обслуживания населения. В основу этой политики положен дифференцированный подход к составу, организации и размещению услуг, все они подразделяются на две группы:
1. объекты, обеспечивающие населению базовый, гарантируемый минимум, или стандарт услуг, в основном, на бесплатной или льготной основе
2. нелимитируемые коммерческие объекты, на платной основе.
В основу развития сферы обслуживания положена "Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р, а также более поздние правительственные и ведомственные документы, развивающие и дополняющие данную методику.
В "Методике" приводятся нормативы расчетов обеспеченности населения, минимально необходимой для реализации государственных гарантий социального минимума услуг, по 4 видам учреждений обслуживания: образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
Обеспечение населения обслуживанием сверх этих нормативов и по другим видам обслуживания может удовлетворяться на платной основе, как в государственных, так и в частных учреждениях.
В каждом населенном пункте поместить весь комплекс учреждений и предприятий обслуживания невозможно по экономическим причинам, следовательно, каждый населенный пункт должен иметь те учреждения обслуживания и ту их емкость, которые целесообразны по условиям реального спроса, и которые могут существовать, исходя из экономической эффективности их функционирования (допускаются исключения по жизненно необходимым видам).
А это возможно лишь на основе ступенчатой системы культурно-бытового обслуживания, которая позволяет в соответствии с проектной системой расселения, создавать экономически целесообразную социальную инфраструктуру.
За основу определения состава учреждений и предприятий обслуживания, которые должны быть размещены в каждом поселении, должна приниматься периодичность посещения различных учреждений.
Всего выделяется 3 ступени:
1 ступень - должна состоять из культурно-бытовых учреждений и предприятий повседневного пользования, посещаемых населением не реже одного раза в неделю или тех, которые должны быть расположены в непосредственной близости к местам проживания и работы населения (начальная или основная школы, д/с - ясли, досуговое учреждение, магазин товаров повседневного спроса, предприятие общественного питания, ФАП, низовые предприятия бытового обслуживания)
На перспективу, данные учреждения должны обслуживать население, проживающее в радиусе 30 минут пешеходной доступности от них, а также обслуживать за счет выездных форм.
2 ступень - учреждения периодического пользования, посещаемые населением не реже одного раза в месяц (дом культуры, больница, поликлиника, торговый центр, ресторан, специализированные предприятия бытового обслуживания и др.).
На перспективу, данные учреждения должны размещаться в крупных поселениях и обслуживают население округа, проживающее в пределах 1-часовой транспортной доступности от него.
Для населения округа, проживающего за пределами этого радиуса, могут формироваться подрайонные центры, и самостоятельные центры обслуживающие население, в основном, в пределах 30-минутной транспортной доступности от них. Минимальная численность подрайонной системы от 2тыс.чел.
В НАО, для населения, намечается организация подрайонной системы обслуживания с центром в с. Нижняя Пеша. Учреждения этого центра должно обслуживать население ограниченным по составу комплексом периодического пользования в пределах 30 минутной транспортной доступности. Самостоятельными центрами будут являться Несь, Индига, Усть-Кара, Харута, Хорей-Вер.
3 ступень - учреждения эпизодического пользования (специализированные учебные заведения и больницы, крупные специализированные торговые центры, театры, концертные и выставочные залы, стадионы и др.), посещаемые населением реже одного раза в месяц, размещение которых целесообразно в окружном центре.
Доступность объектов эпизодического пользования сосредотачиваемых в межрайонных центрах должна составлять в среднем 2-2,5часа транспортной доступности. Для НАО роль и межрайонного и окружного центра выполняет г.Нарьян-Мар.
С учетом приведенных выше положений, а также перспективного развития системы расселения НАО и ее планировочной и транспортной структуры наиболее целесообразно следующее построение системы культурно-бытового обслуживания населения республики: