АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 августа 2010 года N 142-п
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 12 мая 2014 года N 163-п
____________________________________________________________________
{В редакции постановлений Администрации Ненецкого автономного округа от 28.09.2010 N 189-п, от 11.03.2011 N 34-п, от 25.04.2011 N 53-п, от 30.05.2011 N 88-п, от 01.08.2011 N 153-п, от 14.09.2011 N 202-п, от 29.02.2012 N 42-п, от 24.04.2012 N 100-п, от 08.09.2012 N 149-п, от 17.07.2012 N 190-п, от 27.09.2012 N 278-п, от 25.10.2012 N 316-п, от 31.10.2012 N 322-п, от 21.02.2013 N 60-п, от 08.04.2013 N 135-п, от 30.04.2013 N 168-п, от 13.06.2013 N 232-п, от 04.12.2013 N 443-п}
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.04.2010 N 55-р "О разработке долгосрочной целевой программы, реализуемой за счет окружного бюджета" Администрация Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
главы Администрации
Ненецкого автономного округа
А.Ю.Шаньгин
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 02 августа 2010 г. N 142-п
Долгосрочная целевая программа "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы"
Наименование Программы | "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) |
Государственный заказчик - координатор Программы | |
Государственный заказчик | Управление международных и межрегиональных связей, информации и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа, Управление образования и молодежной политики Ненецкого автономного округа, Управление культуры Ненецкого автономного округа, Управление здравоохранения Ненецкого автономного округа, Комитет гражданской обороны Ненецкого автономного округа, Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа |
Цель Программы | развитие регионального энергетического комплекса, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Ненецкого автономного округа и создание условий для скорейшего перевода экономики округа на путь развития, обеспечивающий максимальное энергосбережение и снижение энергоёмкости продукции и услуг |
Задачи Программы | - оказание финансовой помощи муниципальным образованиям на осуществление мероприятий по повышению эффективности производства электро-, теплоэнергии, воды; |
Основные мероприятия Программы | - предоставление субсидий за счет средств окружного бюджета бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергоэффективности |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 2 385 019,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Реализация программы позволит: |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2010 - 2015 годы. Программа реализуется в 1 этап |
Система организации контроля за реализацией программы | Контроль за реализацией программы осуществляется Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, Управлением финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа. |
Ненецкий автономный округ имеет особый административный статус в рамках Российской Федерации - территориально он входит в состав Архангельской области, одновременно являясь отдельным субъектом Российской Федерации.
Численность населения округа на начало 2010 года составила 42 тысячи человек - 85-е место в числе всех субъектов России. Площадь округа составляет 176,8 тыс. кв. км – 4-е место в Северо-Западном федеральном округе и 23-е место в России. Наибольшая протяженность округа с севера на юг в материковой части составляет около 320 км, с запада на восток – 950 км. В состав Ненецкого автономного округа входят острова, на которых имеются поселения, это острова Колгуев и Вайгач. Административно-территориальное деление округа включает 21 муниципальное образование - 1 муниципальный район, 1 городской округ, 18 сельских поселений и 1 городское поселение. К наиболее крупным поселениям относятся городские поселения - город Нарьян-Мар и поселок Искателей и сельские поселения - п. Красное, с. Великовисочное, с. Несь. Существующая система расселения округа характеризуется "разбросанностью" менее половины населения по огромной территории, что обуславливает минимальную транспортную связность (либо её отсутствие) наиболее отдаленных и малочисленных поселений. Единственным видом транспорта, связывающим такие поселения с окружным центром, является воздушный транспорт. Более половины населения округа проживает в окружном центре - городе Нарьян-Маре.
Базовым процессом развития Ненецкого автономного округа является освоение углеводородных ресурсов.
Транспортный инфраструктурный каркас Ненецкого автономного округа слаборазвит. Общая протяженность автомобильных дорог составляет немногим более 230 км, которые не имеют связи с сетью автодорог общего пользования России. При достаточно большой протяженности береговой линии (более 1 400 км) в округе отсутствуют крупные порты, также в округе полностью отсутствует железнодорожное сообщение. Ключевую роль в транспортном сообщении округа играет авиатранспорт.
Энергосистема Ненецкого автономного округа и комплекс жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени остаются фрагментарными и низкоэффективными, особенно в части энергетики и инфраструктуры городских и сельских поселений. Фрагментарность обусловлена "очаговым" характером системы расселения, а низкая эффективность энергетики и хозяйства поселений связана с устаревшим парком оборудования и высокими затратами на преимущественно привозное топливо.
Энергетическую инфраструктуру округа можно условно разделить на две группы:
- объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ориентированные на энергообеспечение населения, организаций и предприятий, расположенных на территории муниципальных образований;
- объекты, принадлежащие частным, а также имеющим в своем составе государственную долю нефтегазовым компаниям, которые в основном занимаются добычей углеводородов на территории округа, ориентированные на энергообеспечение технологического процесса добычи, первичной переработки и транспортировки углеводородов.
Основной объем потребляемой энергии в Ненецком автономном округе приходится на добывающую отрасль, которая энергетически не зависит от муниципальной энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Энергетика населенных пунктов и коммунальное хозяйство Ненецкого автономного округа фрагментарны и носят локальный характер. Вся территория округа условно разделена на две зоны, которые существенно отличаются уровнем обеспеченности населения базовыми инфраструктурами жилищно-коммунального хозяйства, объемами потребления жилищно-коммунальных услуг, технологиями и производством энергии - ареал "Нарьян-Мар – Искатели – Тельвиска", который опирается на газовую электро- и теплоэнергетику (ресурсы Василковского месторождения) и все остальные поселения, работающие на привозных топливно-энергетических ресурсах.
Основными источниками электроснабжения сельских поселений автономного округа являются дизельные электростанции (далее - ДЭС). В городе Нарьян-Маре электроэнергия вырабатывается ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция" - газотурбинная электростанция (далее - ГТЕПЛОЭНЕРГИИС) мощностью 30 МВт работающая на природном газе. Суммарная установленная мощность ДЭС в сельских поселениях округа составляет немногим более 31МВт.
Производство тепловой энергии в городских поселениях осуществляется преимущественно централизованными котельными, основным видом используемого топлива которых является природный газ Василковского месторождения, в сельских поселениях округа - котельными малой мощности, работающих на каменном угле. Суммарная установленная мощность котельных расположенных в городских и в сельских поселениях округа составляет 164,3 Гкал/час.
Одной из ключевых проблем, влияющей на эффективность работы ресурсоснабжающих организаций и обеспечение бесперебойного предоставления ресурсов (электроэнергия, теплоэнергия, вода, газ) является отсутствие приборов учета энергетических ресурсов. Низкая обеспеченность приборами учета дизельного топлива, расчетными счетчиками электроэнергии сельских электростанций обуславливает высокий удельный расход топлива дизель-генераторной установкой (далее - ДГУ) на 1кВт*ч вырабатываемой электроэнергии. Так, при удельном расходе топлива, заявленном производителями современных ДГУ в 230-260 г/кВт*ч, фактический его расход составляет от 300 до 1500 г/кВт*ч (при среднем 360-370 г/кВт*ч), притом, что цена топлива в Ненецком автономном округе, как и в других северных регионах, значительно выше, чем в центральной России. Высокая стоимость привозного топлива обусловлена значительными сборами по его доставке в виду сложной логистической схемы и ограниченными сроками морской и речной навигации, а также высоких затрат на оплату труда. Учитывая, что цена за произведенные энергоресурсы выполняет важную социальную функцию, из бюджетов различных уровней компенсируется порядка 80% от стоимости выработанных энергоресурсов (электро-, теплоэнергии). Высокая стоимость электроэнергии в округе обусловлена низкой эффективностью генерации и использованием привозного топлива в качестве основного.
Другой, не менее значимой проблемой является значительный физический износ (50-70 %) основных фондов ресурсоснабжающих предприятий и организаций округа. Данная проблема особенно показательна для муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", которому объекты электро-, теплоснабжения, а также сетевое хозяйство (электро-, теплосети, сети водоснабжения и водоотведения) достались от сельскохозяйственных и геологоразведочных предприятий и организаций. Котельное оборудование и теплосети Заполярного района имеют значительный физический износ. Средняя величина износа котельного оборудования в населенных пунктах "Заполярного района" составляет 48% (от 5-12% в с. Красное Приморско-Куйского сельсовета до 60-100% в п. Искателей). Средний износ основного оборудования котельных в г. Нарьян-Маре составляет 46%.
Причинами высокого уровня износа являются длительный срок эксплуатации, коррозия топочных камер и поверхностей теплообмена из-за низкокачественного топлива. Многие здания котельных в сельских поселениях находятся в аварийном состоянии. Все это приводит к резкому снижению коэффициента полезного действия (далее - КПД), недостаточной тепловой мощности, отпускаемой потребителям, перерасходу топлива.
Протяженность сетей теплоснабжения в г. Нарьян-Маре составляет 39,5 км в двухтрубном исчислении. Общая протяженность сетей в населенных пунктах Заполярного района - 42 км. В среднем, величина износа теплосетей превышает 50%. Фактические потери тепловой энергии в сетях невозможно определить из-за отсутствия приборов учета выработанной и потребленной тепловой энергии.
Не смотря на то, что в последние годы в округе была проведена достаточно большая работа по замене отслуживших свой срок энергетических установок, замене ветхих сетей, проблема эффективности и надежности обеспечения энергоснабжения населения и организаций, в целом продолжает оставаться достаточно насущной.
Для округа (в силу специфики транспортировки, производства и потребления энергетических ресурсов) проблемы внедрения энергоэффективных технологий, материалов, оборудования приобретают особую актуальность. Затраты на топливно-энергетические ресурсы в Ненецком автономном округе занимают одну из крупнейших расходных статей в жизнеобеспечении объектов жилищной, коммунальной и социальной сферах.
Особенностью Ненецкого автономного округа является необходимость организации досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов из других регионов (за исключением природного газа), который осуществляется морским и речным транспортом в навигационный период (далее - Северный завоз). В округ доставляется дизельное топливо, каменный уголь, дрова, нефть, моторные масла и смазки. Основной затратной частью Северного завоза является приобретение и доставка дизельного топлива, которое используется преимущественно в сельских поселениях для выработки электроэнергии дизельными электростанциями. На 2010 год для досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов в поселения округа необходимо более 630,0 млн. рублей.
Кроме того, высокая цена дизельного топлива приводит к существенному увеличению тарифа на электроэнергию, отпускаемую от дизельных электростанций. В результате устанавливаемые для них тарифы выше среднего уровня тарифа на электрическую энергию в Ненецком автономном округе, поставляемую централизованно. Это препятствует развитию частного предпринимательства, приводит к снижению уровня и качества жизни населения.
Для обеспечения равных условий тарифы для населения снижены до уровня тарифов для населения, получающего электроэнергию централизованно. Затраты и недополученные доходы организаций, производящих электрическую энергию и поставляющих ее для населения сельских населенных пунктов, возмещаются органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, величина которых в 2009 году составила 260 млн. рублей.
Все эти негативные факторы обуславливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения. Значительные затруднения на пути эффективного использования энергоресурсов возникают, в том числе из-за отсутствия механизма стимулирования эффективного использования топливно-энергетических ресурсов бюджетной сферой и жилищно-коммунальным хозяйством, а также энергоснабжающими организациями, деятельность которых регулируется государством. В конечном итоге это приводит к незаинтересованности энергоресурсоснабжающих предприятий в снижении себестоимости производимой энергии, а потребителей в эффективном потреблении энергоресурсов.
Задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, на содержание которых расходуется до 40 - 60% средств муниципальных бюджетов. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается значительными потерями энергетических ресурсов при их производстве и потреблении.
Вопросы энергетической эффективности сегодня становятся инструментом повышения экономических показателей предприятий, снижения бюджетных расходов муниципального, регионального и федерального уровня, решения природоохранных проблем. Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий для снижения бюджетных расходов муниципального и регионального уровней, программа энергосбережения Ненецкого автономного округа направлена в первую очередь на приоритетное решение задач энергосбережения в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является еще одним приоритетом в модернизации нашей экономики, и что эту задачу можно решить только в случае, если каждый задумается, насколько ответственно он подходит к энергосбережению.
Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России и являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение - это общенациональная задача. В процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии.
Однако, проведение политики энергоэффективности и энергосбережения в экономике округа невозможно без развития энергетического комплекса в целом. Данные направления взаимоувязаны, и, в первую очередь, внедрением новых технологий производства и передачи энергоресурсов, поэтому развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики возможно только программно-целевым методом, путем консолидации организационных и финансовых ресурсов.
Целью Программы является развитие регионального энергетического комплекса, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Ненецкого автономного округа и создание условий для скорейшего перевода экономики округа на путь развития, обеспечивающий максимальное энергосбережение и снижение энергоёмкости продукции и услуг.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
- оказание финансовой помощи муниципальным образованиям на осуществление мероприятий по повышению эффективности производства электро- теплоэнергии, воды; снижению потерь при выработке и передаче энергоресурсов;
- создание объектов энергоснабжения, в том числе на основе применения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
- информационное обеспечение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- перевод на централизованное электроснабжение части населенных пунктов Ненецкого автономного округа, получающих электрическую энергию от дизельных электростанций;
- увеличение количества нетрадиционных источников энергии, с применением установок по использованию возобновляемых источников энергии (ветрогенераторы, мини ГЭС, энергоисточники на биотопливе и т.д.).
Срок реализации Программы рассчитан на 2010 - 2015 годы. Программа реализуется в 1 этап.
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Ненецком автономном округе позволит обеспечить снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего реализовать запланированный темп социально-экономического развития округа.
Для достижения указанных целей и задач требуется реализовать основные программные мероприятия, сбалансированные по целям, задачам и срокам исполнения.
Перечень программных мероприятий включает в себя:
- мероприятия по предоставлению финансовой помощи за счет средств окружного бюджета бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергоэффективности;
- мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов генерации и транспортировки энергетических ресурсов путем их реконструкции, а в случае экономической нецелесообразности реконструкции, мероприятия по проектированию и строительству более энергоэффективных объектов генерации и транспортировки энергетических ресурсов;