Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"

Таблица 7

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования


Уровни образования

Доля трудоустроившихся выпускников, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Учреждения начального профессионального образования

68,1

49,7

52,4

Учреждения среднего профессионального образования

49,2

52,1

56,8

Учреждения высшего профессионального образования

65,6

70,7

66,2

Доля выпускников профессиональных образовательных учреждений, трудоустроенных преимущественно в жилищном строительстве, составляет в среднем 42 %.

Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, обратившихся в службу занятости в поисках подходящей работы, составляет не менее 49 % от обратившихся.

За 2008-2010 годы в службу занятости обратилось 529 выпускников образовательных учреждений, имеющих строительные профессии и специальности, из них трудоустроено - 259 чел. Безработным признан 181 выпускник, 45 чел. направлено на переподготовку.

3. Современный рынок строительных технологий развивается столь быстрыми темпами, что большинство учебных заведений не успевает скорректировать учебные программы или разработать новые. В итоге специалисты, которых выпускают учебные заведения, не готовы к работе с современными технологиями. При отсутствии необходимого практического опыта и навыков у молодых специалистов в настоящее время должности ведущих специалистов и менеджеров строительных предприятий, в основном, занимают специалисты пенсионного и предпенсионного возраста. Также работодатели отмечают низкое качество подготовки части выпускников, необходимость для них длительного адаптационного периода. От квалификации зависит не только качество строительства, но и статистика несчастных случаев, которые чаще всего происходят с людьми, не обладающими достаточной квалификацией.

Не все педагогические кадры учреждений профессионального образования владеют современными строительными технологиями, обучение рабочих и специалистов проводится на морально и физически устаревшем оборудовании.

Учреждения разных уровней образования не имеют преемственных образовательных программ и программ, обучение по которым идет в сокращенные сроки на основе уже полученного профессионального образования (НПО/СПО/ВПО). Не разработаны механизмы совместного использования кадровых, методических, материальных ресурсов в системе профессионального образования.

4. Недостаточно эффективно решаются проблемы закрепления выпускников в организациях во время их обучения. Договоры на подготовку кадров не предусматривают вопросы последующего трудоустройства. 20% выпускников уходят служить в ряды Вооруженных Сил Российской Фелерации, по возвращении также имеют проблемы с трудоустройством, так как не связаны с конкретной организацией.

По итогам опроса большинство молодых рабочих и специалистов не удовлетворены заработной платой и условиями работы в организации, поэтому, устроившись на предприятие, ищут новое место работы (высокая текучесть кадров).

Только незначительная часть организаций эффективно работает по привлечению и закреплению специалистов. Так, в ОАО "СКДМ" реализуется корпоративная программа обеспечения жильем работников предприятия, которая предусматривает выделение денежных средств посредством беспроцентного займа. С целью ускорения процесса адаптации вновь поступающих работников, изучения технологических процессов, специфики производства, закрепления профессиональных навыков, повышения качества выпускаемой продукции на предприятии внедрена система наставничества; действует система поддержки молодых специалистов, успешно прошедших стажировки (дотация на питание, оплата иногородним специалистам аренды квартиры, добровольное медицинское страхование, оплата проездного документа, выплата по истечении пяти лет с момента заключения договора вознаграждения и др.). В ОАО "СКДМ" функционирует спортивный комплекс с тренажерами и спортивными снарядами, залом для аэробики, теннисным столом; для объединения работающей молодежи, проведения досуга, занятия спортом действует молодежная организация.

В ряде организаций предоставляется возможность обучения без отрыва от производства (ОАО "Головное ХППАП Бюро", ООО "Стройиндустрия", ГУП ВО "Вологдаоблстройзаказчик", филиал ОАО "Мостстрой N 6" и Мостоотряд N 61, ОАО "Череповецпромстрой" и др.).

5. Образовательное учреждение и организация-работодатель слабо информированы о проблемах функционирования и перспективах развития друг друга, о задачах развития отрасли в целом.

6. Кадровые службы ряда организаций формально относятся к планированию перспектив развития, подбору кадров, повышению квалификации и к аттестации.

Строительное сообщество с 1 января 2010 года перешло на саморегулирование. В области успешно осуществляется процесс вступления строительных предприятий в саморегулируемые организации (далее - СРО). Несмотря на то, что финансовое положение многих строительных компаний подорвал кризис, несмотря на объективные сложности, организации стараются изыскать средства для вступления в СРО, данный процесс идет непрерывно. В области созданы два некоммерческих партнерства: "Саморегулируемая организация "Строительный комплекс Вологодчины", состоящая из 177 организаций, и "Саморегулируемая организация "Проектные организации Северо-Запада", состоящая из 94 организаций. Кроме того, на территории области осуществляют свою деятельность порядка 15-ти филиалов и представительств СРО (строители, проектировщики, изыскатели) из других регионов России: Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Саратовской, Архангельской областей.

Актуализируется проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов. В соответствии с законодательством одним из требований для получения допуска саморегулируемой организации является наличие квалифицированных кадров и повышение квалификации в области строительства руководителями, специалистами и руководителями структурных подразделений не реже 1 раз в 5 лет. На территории области аккредитацию в Национальном объединении строителей прошли три учебных заведения: Вологодский государственный технический университет, Череповецкий государственный университет, Частное образовательное учреждение повышения квалификации Региональный образовательный центр "Фелиция".

В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды для создания конкурентных преимуществ руководителям организаций строительства необходимо использовать новые подходы к управлению трудовыми ресурсами. Следовательно, качественное и своевременное обучение руководителей строительных организаций вопросам охраны труда, созданию безопасных и комфортных условий труда - немаловажная задача.

По имеющейся информации от организаций, оказывающих услуги по обучению охране труда, ежегодно обучение вопросам охраны труда проходят в среднем 200 руководителей и специалистов строительной отрасли, при этом количество работающих, которые обязаны проходить обучение по охране труда один раз в 3 года, в отрасли значительно больше.

7. Отсутствует координация деятельности между объединениями строителей г. Череповца и г. Вологды, что препятствует выработке общих подходов в подготовке кадров, объединению усилий (более 90 % строительных организаций области относятся к субъектам малого предпринимательства).

В целях решения проблем в сфере подготовки кадров для строительной отрасли в области в 2008-2010 годах было осуществлено следующее:

реализовывалась областная целевая программа "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Вологодской области, в 2010 году", в рамках которой выделяются средства на организацию общественных работ, опережающего профессионального обучения, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой массового увольнения, стажировки выпускников. В период 2009-2010 годов участие в данной целевой программе приняли порядка 5055 человек (94 организации строительной отрасли области, в том числе 78 строительных организаций и 16 предприятий стройиндустрии). Организациями было заключено 220 договоров со службой занятости о частичном возмещении затрат на заработную плату. В 2011 году работа в рамках долгосрочной целевой программы продолжена, планируемое количество участников - 220 человек (13 предприятий строительной отрасли, в том числе: строительных организаций – 9, предприятий стройиндустрии – 4). По состоянию за 1 апреля 2011 года приняли участие в программе 82 человека, организациями со службой занятости заключено 22 договора;

в рамках работы областного государственно-общественного координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, утвержденного постановлением Правительства области от 9 апреля 2007 года N 487, (далее - областной Совет) отрабатывался механизм формирования прогнозной потребности в кадрах, заказа на подготовку кадров с участием крупных и средних организаций-работодателей г. Вологды и г. Череповца, в том числе и по строительной отрасли; на основе полученной информации были скорректированы объемы подготовки в учреждениях образования строительного профиля в 2010 году. По итогам работы областного Совета по подготовке кадров внесены изменения в порядки формирования социального заказа и контрольные цифры приема в учреждения профессионального образования, утвержденные постановлениями Правительства области в 2004-2005 годах. С 2011 года социальный заказ формируется на 3 года и ежегодно будет корректироваться[6]. В настоящее время Департаментом труда и занятости населения области разрабатывается порядок прогнозирования занятости населения;

создана законодательная база для организации государственно-частного партнерства: законом области от 29 декабря 2010 года N 2446-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области" введена норма о базовой организации учреждения профессионального образования. Ведется работа по заключению договоров на подготовку кадров для строительных организаций, которые обеспечат более эффективное сотрудничество организаций и учебных заведений, начиная с вопросов профориентации, набора и заканчивая вопросами трудоустройства и закрепления выпускников; рассматривается вопрос о стимулировании работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования посредством налоговых преференций;

в соответствии с рекомендациями отраслевых и муниципальных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов Департаментом образования области проведена частичная оптимизация профилей и объемов подготовки по строительным профессиям и специальностям;

определены мероприятия по реструктуризации сети учреждений, готовящих кадры для строительной отрасли, в целях обеспечения непрерывного профессионального образования, открытия ресурсных центров;

ведется разработка новых образовательных программ с учетом требований работодателей в рамках введения новых образовательных стандартов с 2011 года;