ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2010 года N 280
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
{Утратил силу в ред. Постановления Правительства области от 25.05.2011 N 578}
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 1 июля 2009 года, утвержденного 24 июля 2009 года N Пр-1890,
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Вологодской области на 2010-2012 годы (далее - Программа).
2. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, начальника Департамента развития муниципальных образований области В.М. Горобцова.
Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 15 июля и к 15 февраля.
Справку о выполнении постановления представить к 15 июля 2013 года.
По поручению Губернатора области
вице-губернатор области В.В. Рябишин
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 16.03.23010 N 280
Программа мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Вологодской области на 2010-2012 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в Вологодской области на 2010-2012 годы |
Основание для разработки Программы | перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации приоритетных национальных проектов и демографической политике 1 июля 2009 года, утвержденный 24 июля 2009 года N Пр-1890 |
Разработчики Программы | Департамент развития муниципальных образований области; Департамент земельных отношений области; Главное управление архитектуры и градостроительства области; юридические лица, осуществляющие реализацию Программы ипотечного жилищного кредитования Вологодской области |
Цель Программы | комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения области |
Задачи Программы | стимулирование строительства жилья в области; стимулирование платежеспособного спроса населения области |
Сроки реализации Программы | 2010-2012 годы |
Исполнители Программы | Департамент развития муниципальных образований области; Департамент земельных отношений области; Главное управление архитектуры и градостроительства области; органы местного самоуправления муниципальных образований области; организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; кредитные организации, юридические лица, осуществляющие реализацию Программы ипотечного жилищного кредитования Вологодской области |
Объемы и источники финансирования Программы | за счет средств внебюджетных источников и средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ Вологодской области, и текущего финансирования |
Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности) | строительство жилья не менее 0,5 кв. метров на каждого жителя Вологодской области в год; увеличение доли малоэтажного индивидуального жилья в общем объеме жилищного строительства до 40%; увеличение до 20 % доли семей, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести (построить) жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями; обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для малоэтажного и индивидуального жилищного строительства; увеличение доли строительства жилья экономкласса до 5%; увеличение количества утвержденных генеральных планов городских и сельских поселений до 50%; увеличение количества проектов планировки территорий до 10% |
Система контроля за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент развития муниципальных образований области |
1. Характеристика проблемы в сфере жилищного строительства в Вологодской области
Одной из приоритетных задач развития Вологодской области является постоянное наращивание объемов строительства жилья, в том числе малоэтажного, и увеличение его доступности для семей с различным уровнем доходов, а также стимулирование строительства жилья путем совершенствования методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.
Основной стратегической задачей развития Вологодской области является повышение качества жизни населения, одним из показателей которого является улучшение жилищных условий граждан.
Потребность в улучшении жилищных условий жителей Вологодской области и одновременно достаточно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер государственной поддержки для решения обозначенных проблем.
В условиях рыночной экономики сфера жилищных отношений претерпела существенные изменения, особенно в части процедуры предоставления жилья. Удовлетворение потребностей граждан в жилище во многом зависит от развития рынка недвижимости, жилищного строительства. Вместе с тем от положения дел в строительстве зависит не только решение жилищной проблемы граждан, но и многих экономических и социальных вопросов.
В настоящее время последствия мирового финансового кризиса существенно изменили условия развития жилищного строительства на территории области. В первую очередь, это дефицит финансовых средств, сокращение объемов и повышение стоимости кредитования объектов жилищного строительства.
Кризис способствовал падению цен на жилье. Снизилась деловая активность строительных организаций и индекс предпринимательской уверенности в строительстве. Вместе с тем потребность в строительстве жилья остается.
В рамках реализации на территории Вологодской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" одним из основных индикаторов эффективности работы по данному направлению является показатель объема ввода жилья. В настоящее время на территориях поселений и в городских округах преобладает точечная многоэтажная застройка, в муниципальных районах – индивидуальное жилищное строительство. Подобная ситуация не решает проблемы удовлетворения потребности населения в обеспеченности доступным жильем. Кроме того, отрицательно сказывается недостаточно развитый механизм инфраструктурной подготовки территорий для жилищного строительства.
Современные градостроительные условия и поставленные перед регионом задачи по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" требуют комплексного и системного подхода к осуществлению жилищного строительства на территории области. Опыт других субъектов Российской Федерации показывает, что в настоящее время наиболее эффективным способом решения задачи является комплексная многоэтажная и малоэтажная застройка.
1.1. Строительство жилья
Начиная с 2000 года в Вологодской области отмечался ежегодный рост ввода жилья. В 2008 году на территории области отмечен максимальный показатель за последние 16 лет: - введено жилья 545,4 тыс. кв. метров общей площади.
Уровень обеспеченности жильем в области в 2008 году достиг 25 квадратных метров в расчете на одного жителя. Ввод жилья на одного человека составил 0,447 кв. метра, что практически соответствует общероссийскому уровню (0,45 кв.м).
Динамика показателя ежегодного ввода жилья в течение 2000-2008 годов отмечает его положительный характер, достигаемый также и за счет ввода объектов индивидуального жилищного строительства. Населением за счет собственных и заемных средств в 2008 году построено 141,9 тыс. кв. метров индивидуального жилья, что в 1,5 раза превышает уровень 2005 года. Ввода индивидуального жилья к общему объему сданного в эксплуатацию жилья в 2008 году составил 26%.
Сравнивая показатель доли индивидуального жилищного строительства в общем объеме вводимого жилья в разрезе субъектов Северо-Западного федерального округа по итогам 2008 года, следует отметить, что Вологодскую область отличало наименьшее значение данного показателя - 26%, при этом аналогичный показатель у других субъектов достиг 59-77,3%, в среднем по России – значение показателя сохраняется на уровне 42,7% (таблица).
Таблица
2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||||
Калининградская область | 28,6 | 36,8 | 21,7 | 35,7 | 30,9 | ||||||
Ленинградская область | 43,9 | 70,0 | 54,2 | 68,1 | 59,6 | ||||||
Республика Карелия | 30,9 | 35,2 | 32,3 | 43,4 | 29,9 | ||||||
Республика Коми | 36,8 | 26,5 | 26,5 | 29,8 | 37,2 | ||||||
Архангельская область | 63,4 | 41,2 | 38,0 | 32,2 | 30,1 | ||||||
Мурманская область | 0,7 | 27,8 | 2,9 | 24,9 | 77,3 | ||||||
Новгородская область | 50,6 | 38,1 | 31,4 | 32,6 | 32,2 | ||||||
Псковская область | 41,1 | 41,9 | 32,6 | 45,6 | 42,2 | ||||||
Вологодская область | 31,4 | 31,6 | 27,3 | 28,9 | 26,0 |
В 2009 году за счет задела прошлых лет в области введено 484,7 тыс. кв. метров общей площади жилья, что меньше чем в 2008 году на 11%. При этом ввод индивидуального жилья увеличился и составил 158,6 тыс. кв. метров, что больше, чем в 2008 году на 10,5%. Ввод индивидуального жилья к общему объему сданного в эксплуатацию жилья в 2009 году составил 32,7% и увеличился по сравнению с 2008 годом на 6%.
Вместе с тем только для обеспечения жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления муниципальных образований области, требуется 1,5 млн. кв. метров жилья.
Для расселения ветхого и аварийного жилищного фонда требуется еще 1,7 млн. кв. метров жилья.
Большая часть граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий - социально незащищенные слои населения.
Кроме того, в настоящее время актуальной остается проблема значительного разрыва между объемами строящегося жилья для городского и сельского населения. В городах и поселках городского типа объемы строительства жилья в 4 раза превышают аналогичный показатель в сельской местности, при этом в сельской местности 90% домов представлены в деревянном исполнении.
В результате в рамках решения проблемы удовлетворения потребности в жилье на территории области выдвигаются следующие задачи:
- обеспечение условий для приобретения (строительства) жилья гражданами с разным уровнем достатка (с доходами выше среднего, средним и ниже среднего);
- более широкое использование в строительстве новых материалов, развитие новых низкозатратных способов возведения жилья;
- выравнивание динамики роста показателя ввода объемов жилья в разрезе городов и сельских населенных пунктов;
- развитие малоэтажного жилищного строительства. Для этого необходимо обеспечить реализацию крупных проектов по строительству новых микрорайонов малоэтажной застройки, ускоренное вовлечение в оборот новых обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков, развитие индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного индивидуального жилья.
Вместе с тем процесс развития жилищного строительства на территории Вологодской области обусловлен недостаточностью организационного взаимодействия в данном направлении, а также с изменениями градостроительного и земельного законодательства:
- отсутствие в ряде муниципальных образований области разработанных и утвержденных документов территориального планирования, что является одной из причин низких темпов развития жилищного строительства;
- отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, на территории которых документами территориального планирования предусмотрено размещение малоэтажного и индивидуального жилищного строительства. В настоящее время отсутствует налаженный механизм привлечения частных инвестиций в строительство инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства. В связи с этим на данном этапе необходимо участие государства в финансировании проектов создания коммунальной инфраструктуры под жилищную застройку;
- низкий уровень доходов населения области, не позволяющий гражданам приобретать квартиры либо осуществлять строительство индивидуальных домов. Использование традиционных затратных технологий строительства домов ведет к увеличению стоимости строительства. Однако современные технологии позволяют при сохранении основных качеств строений (надежность, долговечность, комфортность, теплоустойчивость) существенно снижать себестоимость жилищного строительства.
Комплекс указанных проблем значительно снижает возможность эффективной реализации на территории области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате прослеживается четкая необходимость принятия долгосрочных комплексных мероприятий, основанных на системной консолидированной работе всех заинтересованных лиц (органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, населения). В свою очередь, качественное решение обозначенных проблем развития жилищного строительства требует применения программно-целевых методов их решения, поскольку одной из целей государства является предоставление условий для развития жилищного строительства путем инфраструктурного обеспечения строительной отрасли.
Сложившиеся проблемы предопределяют цель и задачи настоящей Программы, а также систему программных мероприятий.
1.2. Обеспечение документами территориального планирования
Уровень обеспеченности документами территориального планирования характеризуется низкой степенью разработки генеральных планов и проектов планировки территорий городскими и сельскими поселениями области (из 276 в 24 утверждены генеральные планы). По этой причине возникают трудности в выборе и предоставлении свободных земельных участков под застройку. Низкая обеспеченность муниципалитетов области органами архитектуры и градостроительства (из 26 районов в 12 отсутствуют) и не достаточно высокая квалификация специалистов данных органов привели к низкому уровню работ по организации разработки документов территориального планирования и документации по планировке территории. Кроме того, отрицательно сказывается недостаточное финансирование разработки документов территориального планирования (ежегодная потребность 200 млн. рублей при фактическом ежегодном финансировании 70 млн. рублей).
1.3. Обеспечение земельными участками для жилищного строительства
Отсутствие достаточного (превышающего спрос) количества сформированных и обеспеченных необходимой инженерной (коммунальной) инфраструктурой земельных участков, а также разработанных градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для жилищного строительства земельным участкам в границах районных центров муниципальных образований области и городских округов области является существенным препятствием для комплексного освоения в целях малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.
Для обеспечения граждан, проживающих на территории Вологодской области и состоящих на 1 января 2009 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отдельными квартирами в малоэтажных жилых домах, построенных в границах населенных пунктов, требуется земельных участков общей площадью не менее 1200,0 га.
На территории области также существует потребность по обеспечению граждан земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Для решения данного вопроса потребуются дополнительные свободные от прав третьих лиц земельные участки в границах населенных пунктов.
Все земельные участки, включенные в границы населенных пунктов Вологодской области в 2008-2009 годах и предусмотренные для жилищного строительства в соответствии с утвержденными генеральными планами, не обеспечены инженерной (коммунальной) инфраструктурой.
За 2008-2009 годы на территории Вологодской области предоставлено в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство и комплексное освоение в целях жилищного строительства, 2358 земельных участков общей площадью 457,02 га, в том числе для индивидуального жилищного строительства – 2011 земельных участков (85% от общего количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) общей площадью 304,57 га (66,6% от общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства).
При этом 1760 земельных участков (74,6% от общего количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) общей площадью 262,26 га (57,4% от общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) предоставлено гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (на основании заявления заинтересованного лица при условии заблаговременной публикации информационного сообщения в средствах массовой информации).