Настоящая Программа направлена на продолжение проведения мероприятий в образовательной сфере, начатых в рамках реализации областной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2004 - 2006 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 29 октября 2003 года N 662, основных направлений приоритетного национального проекта "Образование".
В течение последних трех лет разработана концепция развития сельской школы, продолжена оптимизация сети образовательных учреждений, осуществляется поэтапное внедрение предпрофильного и профильного обучения, реализуются проекты по информатизации образования. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на условиях консолидации средств областного и федерального бюджетов 608 общеобразовательных школ получили широкополосный доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, стандартный (базовый) пакет лицензионного программного обеспечения.
С 2004 года по май 2008 года более 4550 педагогических (38%) и более 980 (56%) руководящих работников образовательных учреждений прошли повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий на базе Вологодского регионального центра дистанционного образования при ГОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет".
Приоритетным направлением становится системная информатизация образования - переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет. Примером системной информатизации образования в 2007-2008 годах стали три общеобразовательных учреждения в Вологде, Череповце и Великом Устюге, реализующих проект "Цифровая школа XXI века".
За три предыдущих года в школы области поставлены 80 программно-технических комплексов на базе интерактивной доски, более 150 комплектов оборудования для специализированных кабинетов, приобретено 54 автобуса. За этот период фонд учебников обновлен на 17,8%. В целом обеспеченность учебниками учащихся общеобразовательных школ составляет 78,7%; учащихся учреждений начального профессионального образования - 74,5%; студентов учреждений среднего профессионального образования - 77,9%.
В целях реализации региональной составляющей вариативной части базисного учебного плана, обеспечивающей отражение специфики социально-экономического, исторического и культурного развития области, способствующего формированию личности обучающегося как достойного представителя своего края, успешно реализуется концепция регионализации содержания образования. За последние два года изданы 42 учебно-методических пособия по обязательным образовательным областям, отражающим опыт модернизации региональной системы образования; издается областной информационно-методический журнал "Источник".
Весомые результаты дала поддержка талантливых детей. За счет подпрограммы "Одаренные дети" значительно выросло количество учащихся - участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей. В 2006 - 2008 годах вологодские школьники участвовали во всех этапах всероссийской олимпиады по 15 предметам.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в 2003 - 2007 годах Вологодская область занимает 21 место. За эти годы школьники области завоевали 68 дипломов разной степени.
Кроме многочисленных побед на окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады, учащиеся области добились успехов на международном уровне, завоевав две золотые медали по химии и серебряную медаль по физике.
Высокая результативность выступлений учащихся-вологжан на российских и международных предметных олимпиадах и конкурсах - результат единых системных подходов к организации обучения одаренных детей, мотивированных на получение качественного общего и высшего профессионального образования.
В целом по подпрограмме "Одаренные дети" за три последних года проведено 271 областное мероприятие, школьники области приняли участие в 69 мероприятиях российского уровня.
Особое внимание уделяется решению задач по созданию надлежащих условий для жизни, обучения, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За счет подпрограммы "Дети-сироты" для детских домов и школ-интернатов приобретены транспорт, холодильное, прачечное, сельскохозяйственное оборудование, учебная и бытовая мебель. Осуществлялось финансирование приобретения жилья для детей-сирот, оплачивались проезд на общественном транспорте и летний отдых.
Наметилась тенденция стабилизации системы начального профессионального образования. Для профессиональных училищ и лицеев возобновлены закупки автотракторной техники, станков, торгово-технологического оборудования, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и мебели для учебных кабинетов. На 2% увеличен выпуск рабочих с повышенным разрядом. Трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования составляет 89%.
Созданы благоприятные условия для развития непрерывного педагогического образования в системе "Педагогические колледжи - университеты - Вологодский институт развития образования - региональный центр дистанционного образования". Организовано обучение администраторов образовательных учреждений по программе "Менеджмент организации" в Ярославском государственном университете. Регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди педагогов, воспитателей и мастеров производственного обучения.
Однако из-за сокращения финансирования остались нерешенными проблемы, возникшие в ходе реализации областной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2004 - 2006 годы".
Материально-техническая и учебно-лабораторная база системы образования физически и морально устаревает. Средняя степень износа основных средств в отрасли "Образование" составляет 43%, в аварийном состоянии находятся 26 зданий общеобразовательных учреждений, требуют капитального ремонта почти 30% школьных зданий и 19% дошкольных образовательных учреждений.
Износ автотранспортного и станочного парка, торгово-технического оборудования в профессиональных училищах и лицеях достиг 70 - 75%.
В области три четверти школ и более половины всех образовательных учреждений расположены в сельской местности. Сельская школа, испытывающая проблемы в связи с неблагоустроенностью большинства зданий, с транспортом для подвоза детей, учебно-лабораторной базой, кадрами, остро нуждается в поддержке. В связи с происходящими процессами оптимизации сети образовательных учреждений требуются укрепление материально-технической базы 42 общеобразовательных учреждений и пришкольных интернатов, включенных в реестр базовых школ области, приобретение 200 единиц транспортной техники для подвоза учащихся.
Полностью прекращено финансирование строительства и капитальных ремонтов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 25 муниципальных детских домов, переданных в областную собственность с 1 января 2006 года, половина требует модернизации материальной базы и кардинального улучшения условий для проживания в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами.
В области нарастает проблема обеспечения детей-сирот жильем: состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 2328 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до достижения указанного возраста, и не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения. Прогнозируемое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускаемых из общеобразовательных учреждений области (в период до 2010 года), - 335 человек.
Из-за финансовых ограничений нарушаются права одаренных детей на творчество, не обеспечивается участие вологодских школьников во многих всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях, на 40% сокращен областной календарь массовых мероприятий с детьми.
Переход на новый региональный базисный учебный план до 2010 года, внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки требуют обновления учебного оборудования, подготовки и издания новых учебных пособий и методических материалов.
Снизились темпы пополнения школьных библиотек учебниками, более 40% общего библиотечного фонда не соответствует современным требованиям и нуждается в замене.
Продолжение эксперимента по ЕГЭ невозможно без замены устаревшего компьютерного оборудования; приобретение дополнительных компьютерных классов необходимо для введения предмета "Информатика" в начальной школе.
Современные требования к выпускникам общеобразовательных учреждений ставят задачу реализации проекта "Цифровая школа XXI века" с оснащением учреждений образования современным компьютерным и цифровым оборудованием во всех муниципальных образованиях области.
Обостряются проблемы кадрового обеспечения системы образования: за истекший период не удалось преодолеть кадровый дефицит учителей-предметников; поднять образовательный уровень педагогов, преподающих в основной и средней сельских общеобразовательных школах; приостановить старение педагогических кадров и привлечь в образовательную систему необходимое количество выпускников вузов педагогических специальностей; вернуть должный статус учительской профессии.
Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Для решения столь масштабных задач помимо текущего финансирования требуются дополнительные средства.