ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 сентября 2008 года N 1731
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГОДЫ"
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 10.03.2009 N 415;
Постановление Правительства области от 26.05.2009 N 837;
Постановление Правительства области от 07.07.2009 N 1042;
Постановление Правительства области от 10.08.2009 N 1205;
Постановление Правительства области от 02.11.2009 N 1664;
Постановление Правительства области от 11.12.2009 N 1947;
Постановление Правительства области от 21.06.2010 N 694;
Постановление Правительства области от 13.09.2010 N 1010;
Постановление Правительства области от 15.11.2010 N 1296;
Постановление Правительства области от 13.12.2010 N 1466;
Постановление Правительства области от 27.12.2010 N 1572}
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
2. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
По поручению Губернатора области
вице-губернатор области Н.В. Костыгов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 09.09.2008 N 1731
Наименование Программы | - | долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы" |
Основание для разработки Программы | - | Закон Российской Федерации от /content/ngr/RU0000R199202808.html"Об образовании", Федеральная программа развития образовании, утвержденная Федеральным законом от /content/ngr/RU0000R200001710.html, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование"; Федеральный закон от /content/ngr/RU0000R199606128.html"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; закон области от /content/ngr/RU35DMJ200300384.doc"Об охране семьи материнства, отцовства и детства в Вологодской области"; закон области от /content/ngr/RU35DMJ200600218.doc"О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" |
Государственные заказчики Программы | - | департамент образования области - координатор программы Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основной разработчик Программы | - | департамент образования области |
Цель Программы | - | обеспечение условий развития региональной системы образования в условиях модернизации |
Сроки реализации Программы | - | 2009-2010 годы |
Перечень подпрограмм Программы | - | Подпрограмма "Учебник" Подпрограмма "Регионализация содержания дошкольного, среднего, начального профессионального, дополнительного образования" Подпрограмма "Информатизация образования" Подпрограмма "Развитие образования на селе" Подпрограмма "Профильная школа" Подпрограмма "Развитие системы начального и среднего профессионального образования" Подпрограмма "Одаренные дети" Подпрограмма "Дети-сироты" Подпрограмма "Кадровое обеспечение региональной системы образования" Подпрограмма "Научная смена" Подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения" |
Исполнители Программы | - | департамент образования области, Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области |
Объемы и источники финансирования Программы { в редакции: Постановление Правительства области от 21.06.2010 N 694} | - | областной бюджет(1) -478263,9 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 364267,3 тыс. рублей; 2010 год - 389531,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | устойчивое развитие региональной системы образования; реализация II этапа модернизации образования; обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного образования, эффективности функционирования региональной системы образования; обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения |
Система контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом образования области и первым заместителем Губернатора области, курирующим сферу образования, Департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы строительства, энергетики, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства. |
(1) - объемы финансирования ежегодно уточняются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год
Настоящая Программа направлена на продолжение проведения мероприятий в образовательной сфере, начатых в рамках реализации областной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2004 - 2006 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 29 октября 2003 года N 662, основных направлений приоритетного национального проекта "Образование".
В течение последних трех лет разработана концепция развития сельской школы, продолжена оптимизация сети образовательных учреждений, осуществляется поэтапное внедрение предпрофильного и профильного обучения, реализуются проекты по информатизации образования. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на условиях консолидации средств областного и федерального бюджетов 608 общеобразовательных школ получили широкополосный доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, стандартный (базовый) пакет лицензионного программного обеспечения.
С 2004 года по май 2008 года более 4550 педагогических (38%) и более 980 (56%) руководящих работников образовательных учреждений прошли повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий на базе Вологодского регионального центра дистанционного образования при ГОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет".
Приоритетным направлением становится системная информатизация образования - переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет. Примером системной информатизации образования в 2007-2008 годах стали три общеобразовательных учреждения в Вологде, Череповце и Великом Устюге, реализующих проект "Цифровая школа XXI века".
За три предыдущих года в школы области поставлены 80 программно-технических комплексов на базе интерактивной доски, более 150 комплектов оборудования для специализированных кабинетов, приобретено 54 автобуса. За этот период фонд учебников обновлен на 17,8%. В целом обеспеченность учебниками учащихся общеобразовательных школ составляет 78,7%; учащихся учреждений начального профессионального образования - 74,5%; студентов учреждений среднего профессионального образования - 77,9%.
В целях реализации региональной составляющей вариативной части базисного учебного плана, обеспечивающей отражение специфики социально-экономического, исторического и культурного развития области, способствующего формированию личности обучающегося как достойного представителя своего края, успешно реализуется концепция регионализации содержания образования. За последние два года изданы 42 учебно-методических пособия по обязательным образовательным областям, отражающим опыт модернизации региональной системы образования; издается областной информационно-методический журнал "Источник".
Весомые результаты дала поддержка талантливых детей. За счет подпрограммы "Одаренные дети" значительно выросло количество учащихся - участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей. В 2006 - 2008 годах вологодские школьники участвовали во всех этапах всероссийской олимпиады по 15 предметам.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в 2003 - 2007 годах Вологодская область занимает 21 место. За эти годы школьники области завоевали 68 дипломов разной степени.
Кроме многочисленных побед на окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады, учащиеся области добились успехов на международном уровне, завоевав две золотые медали по химии и серебряную медаль по физике.
Высокая результативность выступлений учащихся-вологжан на российских и международных предметных олимпиадах и конкурсах - результат единых системных подходов к организации обучения одаренных детей, мотивированных на получение качественного общего и высшего профессионального образования.
В целом по подпрограмме "Одаренные дети" за три последних года проведено 271 областное мероприятие, школьники области приняли участие в 69 мероприятиях российского уровня.
Особое внимание уделяется решению задач по созданию надлежащих условий для жизни, обучения, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За счет подпрограммы "Дети-сироты" для детских домов и школ-интернатов приобретены транспорт, холодильное, прачечное, сельскохозяйственное оборудование, учебная и бытовая мебель. Осуществлялось финансирование приобретения жилья для детей-сирот, оплачивались проезд на общественном транспорте и летний отдых.
Наметилась тенденция стабилизации системы начального профессионального образования. Для профессиональных училищ и лицеев возобновлены закупки автотракторной техники, станков, торгово-технологического оборудования, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и мебели для учебных кабинетов. На 2% увеличен выпуск рабочих с повышенным разрядом. Трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования составляет 89%.
Созданы благоприятные условия для развития непрерывного педагогического образования в системе "Педагогические колледжи - университеты - Вологодский институт развития образования - региональный центр дистанционного образования". Организовано обучение администраторов образовательных учреждений по программе "Менеджмент организации" в Ярославском государственном университете. Регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди педагогов, воспитателей и мастеров производственного обучения.
Однако из-за сокращения финансирования остались нерешенными проблемы, возникшие в ходе реализации областной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2004 - 2006 годы".
Материально-техническая и учебно-лабораторная база системы образования физически и морально устаревает. Средняя степень износа основных средств в отрасли "Образование" составляет 43%, в аварийном состоянии находятся 26 зданий общеобразовательных учреждений, требуют капитального ремонта почти 30% школьных зданий и 19% дошкольных образовательных учреждений.
Износ автотранспортного и станочного парка, торгово-технического оборудования в профессиональных училищах и лицеях достиг 70 - 75%.
В области три четверти школ и более половины всех образовательных учреждений расположены в сельской местности. Сельская школа, испытывающая проблемы в связи с неблагоустроенностью большинства зданий, с транспортом для подвоза детей, учебно-лабораторной базой, кадрами, остро нуждается в поддержке. В связи с происходящими процессами оптимизации сети образовательных учреждений требуются укрепление материально-технической базы 42 общеобразовательных учреждений и пришкольных интернатов, включенных в реестр базовых школ области, приобретение 200 единиц транспортной техники для подвоза учащихся.
Полностью прекращено финансирование строительства и капитальных ремонтов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 25 муниципальных детских домов, переданных в областную собственность с 1 января 2006 года, половина требует модернизации материальной базы и кардинального улучшения условий для проживания в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами.
В области нарастает проблема обеспечения детей-сирот жильем: состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 2328 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до достижения указанного возраста, и не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения. Прогнозируемое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускаемых из общеобразовательных учреждений области (в период до 2010 года), - 335 человек.
Из-за финансовых ограничений нарушаются права одаренных детей на творчество, не обеспечивается участие вологодских школьников во многих всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях, на 40% сокращен областной календарь массовых мероприятий с детьми.
Переход на новый региональный базисный учебный план до 2010 года, внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки требуют обновления учебного оборудования, подготовки и издания новых учебных пособий и методических материалов.
Снизились темпы пополнения школьных библиотек учебниками, более 40% общего библиотечного фонда не соответствует современным требованиям и нуждается в замене.
Продолжение эксперимента по ЕГЭ невозможно без замены устаревшего компьютерного оборудования; приобретение дополнительных компьютерных классов необходимо для введения предмета "Информатика" в начальной школе.
Современные требования к выпускникам общеобразовательных учреждений ставят задачу реализации проекта "Цифровая школа XXI века" с оснащением учреждений образования современным компьютерным и цифровым оборудованием во всех муниципальных образованиях области.
Обостряются проблемы кадрового обеспечения системы образования: за истекший период не удалось преодолеть кадровый дефицит учителей-предметников; поднять образовательный уровень педагогов, преподающих в основной и средней сельских общеобразовательных школах; приостановить старение педагогических кадров и привлечь в образовательную систему необходимое количество выпускников вузов педагогических специальностей; вернуть должный статус учительской профессии.
Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Для решения столь масштабных задач помимо текущего финансирования требуются дополнительные средства.
Настоящая Программа, которая представляет собой совокупность 11 подпрограмм, охватывает практически весь спектр проблем региональной системы образования. Выполнение программных мероприятий создает условия для успешного функционирования региональной системы образования и позволит осуществить комплексный подход к модернизации образования. Реализация Программы приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, достижению соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда, объемами и качеством подготовки специалистов и работников начального и среднего звена.
Качественная подготовка выпускников общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений в перспективе окажет благоприятное влияние на развитие народнохозяйственного комплекса и бюджетной сферы Вологодской области.
Программа позволит реализовать меры, направленные на защиту законных прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, вставших на учет в органах местного самоуправления муниципальных образований области в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями до достижения указанного возраста, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения.
Цель Программы:
обеспечение устойчивого развития региональной системы образования в условиях модернизации.
Задачи:
создание условий для перехода на новые государственные образовательные стандарты и новый региональный базисный учебный план;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
обеспечение доступности и равных возможностей в получении качественного общего образования для учащихся сельских школ;
создание условий для раннего профессионального самоопределения обучающихся;
создание условий для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда;
совершенствование системы работы с детьми и подростками по гражданскому, патриотическому, историко-краеведческому, художественно-эстетическому, спортивно-массовому воспитанию и развитию технического творчества;
создание благоприятных условий для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;