Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГОДЫ"

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма


Основными проблемами в сфере жилищного строительства, наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков, является отсутствие земельных участков, сформированных в соответствии с проектами по планировке территории и обустроенных коммунальной инфраструктурой, а также непрозрачные и обременительные для застройщиков условия присоединения инженерных сетей к системам коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время во многих городских и сельских поселениях области сложилась ситуация, при которой из-за отсутствия резервных территорий под застройку населенные пункты вынуждены развиваться за установленными административными границами, что противоречит земельному законодательству.

На начало 2007 года в Вологодской области сформирован перечень резервных земельных участков под жилищное строительство. Площадь земельных участков составляет 7213 га, из них только 10% обеспечены коммунальной инфраструктурой. Предполагаемая общая площадь жилья на данных участках составит около 3935.4 тыс. кв. м. Для первоочередного освоения намечено 3570 га (приложения 1 и 2 к настоящей подпрограмме).

Стимулирование градостроительной деятельности через упрощение процедуры получения застройщиками права на застройку земельных участков предусмотрено в новом Градостроительном кодексе Российской Федерации за счет развития системы открытых публичных торгов. Данные мероприятия должны быть подкреплены на уровне муниципальных образований путем установления четких и прозрачных процедур территориального планирования, определения градостроительных регламентов и видов разрешительного использования земельных участков.

Однако существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения при слабо развитом кредитовании застройщиков на цели жилищного строительства.

Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры в целях жилищного строительства. Банковский сектор не имеет кредитных инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска финансировать проекты развития коммунальной инфраструктуры.

Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между муниципальными образованиями области, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанные с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.

Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или за выполнение застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенные на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства требует программно-целевых действий для их решения. Реализация такого подхода позволит не только увеличить объемы жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем.