Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - РОДИНА ДЕДА МОРОЗА" НА 2011-2014 ГОДЫ

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы

(наименование в ред. постановления правительства области от 30.07.2012 N 924)

В настоящее время существенное влияние на развитие России в целом и российского туризма как отрасли экономики оказывают сложившиеся стереотипы. В ряде стран Россия до сих пор ассоциируется с "медведями, ходящими по улицам городов", "сильными морозами", "водкой" и "балалайкой". Среди самих россиян существует мнение о "низком качестве российского сервиса", неосознанно поддерживаемое некоторыми средствами массовой информации. Все это снижает привлекательность России как места вложения инвестиций и как страны, интересной с точки зрения туризма.

Воздействовать на сложившиеся стереотипы можно только путем внедрения новых стереотипов или брендов. Одним из таких брендов, положительно воздействующим на имидж России, должен стать "Российский Дед Мороз".

Традиционно Дед Мороз ассоциируется в сознании с понятиями "добро", "справедливость" и "милосердие". Именно к нему тысячи детей со всей России направляют свои просьбы. Большая часть этих писем – обращение к сказочному герою как к живому волшебнику, способному помочь в трудный момент. Именно этим обстоятельством обусловлена реализация социального аспекта проекта.

Значимым проектом, трансформировавшимся из гуманитарного регионального в социокультурный проект федерального уровня, является совместно реализуемый Правительством Москвы и Правительством Вологодской области проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Географическое расположение района и области в Европейской части России позволяет включить в зону интересов проекта обширные территории как России, так и Западной Европы.

Проект несет в себе также экономическую составляющую и представляет собой вариант выгодного освоения территории на основе создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационного бизнеса.

Миссия проекта заключается в создании фрагмента национальной идеи, утверждении национального самосознания российского народа, консолидации общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза - символ добра, надежды, мудрости и справедливости.

Проект нашел поддержку более 50 регионов Российской Федерации, а также одобрен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным.

В рамках проекта динамично развиваются различные направления туристской деятельности: экскурсионно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, деревенский туризм.

Турпродукт проекта "Великий Устюг - родина деда Мороза" включает предоставление следующих услуг:

- посещение вотчины Деда Мороза, включая "Тропу сказок" и дом Деда Мороза;

- посещение городской резиденции Деда Мороза и почты Деда Мороза;

- обзорную или тематическую экскурсию по городу;

- посещение выставки "Новогодняя игрушка";

- посещение музея и церквей города;

- мастер-классы, игровые танцевальные и развлекательные программы, производственные экскурсии: "Красавинский льнокомбинат", "Великоустюгские узоры".

Туристский поток в 2009 году составил 205 тыс. человек, увеличившись на 8% по сравнению с предыдущим годом и в 68 раз по сравнению с 1998 годом.

Основной сегмент потребителей - это семьи с детьми. Потенциальная туристская емкость составляет порядка 500 тыс. человек в год.

В целом за период 1998 – 2009 годов в развитие проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза" вложено порядка 1,7 млрд. рублей из различных источников финансирования. За счет инвестиционных вложений создается инфраструктура для размещения, питания, досуга туристов, ведутся работы по реставрации памятников истории и культуры, восстановлению привлекательных для туризма ландшафтов. Прямой доход от туризма в Великоустюгском районе в 2009 году составил порядка 500 млн. рублей.

В общероссийском масштабе действует АО "Почта Деда Мороза", получившая с 1998 года уже более 1,8 млн. писем из всех регионов России и 15 зарубежных стран. С октября 2005 года реализуется почтовая услуга "Подарок от Деда Мороза", развивается система электронной переписки с Дедом Морозом. Создан и поддерживается сайт Дед Мороза.

Активное развитие получили межрегиональные и международные связи проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза".

Формирование имиджа Великого Устюга как международного туристского центра требует действенной организационной и финансовой поддержки продвижения проекта программными средствами и методами.

Реализация проекта "Великий Устюг-родина Деда Мороза", в том числе и в рамках ранее действующих долгосрочных целевых программ, позволила создать основу туристской инфраструктуры, возродить стремление населения к сохранению и преумножению культурно-исторического наследия.

В тоже время при реализации проекта остается ряд нерешенных проблем. Основными из них являются слабо развития туристская инфраструктура, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточная подготовка кадров для сферы туризма, низкая эффективность освещения событий проекта и его социальных инициатив.

Решение отмеченных проблем возможно путем проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных финансовыми ресурсами, по следующим направлениям: развитие детского, спортивного, экологического и социального туризма (конкурсы, фестивали, олимпиады), информационное продвижение имиджа области как туристского центра (участие в международных туристских выставках, публикация в специализированных изданиях, проведение выставок, конференций), а также проведение мероприятий, способствующих профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров туристской индустрии (семинары, курсы повышения квалификации, стажировки).

Таким образом, формирование проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза" как современного конкурентоспособного туристского продукта возможно с использованием программно-целевого метода.

(в ред. постановления правительства области от 30.07.2012 N 924)

С реализацией поставленных задач у жителей Великоустюгского района появятся дополнительные возможности трудоустройства, реализации творческого потенциала и мастерства, повышения культурного уровня семейного досуга, получения образования в сфере туристского обслуживания, развития предпринимательской инициативы и частного бизнеса.

Проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза" как туристский бренд области является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739 (создание благоприятного имиджа территории). Благодаря своей популярности проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза" можно назвать одним из "молодых" региональных туристских брендов, который способствует социально-экономическому развитию Великоустюгского муниципального района и области в целом, а именно: повышению благосостояния населения, обеспечению занятости населения, повышению уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, развитию малого бизнеса, созданию потенциала для развития области.