2.1. Программа направлена на реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 N 1-р, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 N 418.
Дорожная и транспортная отрасли наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей и влияют на повышение качества жизни людей.
2.2. Основу дорожной отрасли Рязанской области составляют федеральные, региональные, межмуниципальные и местные автомобильные дороги, которые обеспечивают межрегиональные и межрайонные автотранспортные связи, подъезды к городским и сельским поселениям, а также транспортные связи внутри городских и сельских поселений.
Вся дорожная сеть Рязанской области составляет более 16 тыс. км автомобильных дорог. По территории области проходит порядка 523 км автомобильных дорог федерального значения.
Протяженность дорог местного значения Рязанской области составляет 9,197 тыс. км, из которых только 20% дороги с твердым покрытием, остальные грунтовые и в щебеночном исполнении. Доля дорог местного значения, находящихся в нормативном состоянии, составляет 32% от общей протяженности автомобильных дорог местного значения.
Протяженность региональных и межмуниципальных дорог составляет около 6,5 тыс. км, из которых порядка 3 тыс. км составляют опорную сеть, соединяющую все районные центры и города Рязанской области.
С 1 января 2012 года с принятием Закона Рязанской области от 14 сентября 2011 года N 82-ОЗ "О дорожном фонде Рязанской области" определены постоянные и целевые источники финансирования. Финансирование дорожной отрасли к 2020 году увеличилось в 2,8 раза по сравнению с 2012 годом. Однако создание дорожного фонда Рязанской области не решило полностью проблемы отрасли с финансированием.
При интенсивной автомобилизации населения в течение длительного времени в Рязанской области практически отсутствует прирост сети и развитие автомобильных дорог. 84% региональных или межмуниципальных дорог составляют дороги IV и V категорий, которые были построены в 60 - 70 годы XX века и запроектированы под другие динамические и технические характеристики автомобилей. Все это приводит к необходимости строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог, что невозможно осуществить без софинансирования из федерального бюджета.
Реализация программы будет способствовать росту темпов реализации региональных проектов, направленных на реализацию национального проекта "Безопасные качественные дороги", увеличению доли автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, а также удовлетворению растущих потребностей населения в доступных транспортных услугах.
2.3. Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Мероприятия Программы направлены на достижение к 2024 году показателя сокращения смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности).
2.4. Транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры региона.
По состоянию на 1 сентября 2021 года перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Рязанской области осуществляют 224 лицензиата (юридические лица и индивидуальные предприниматели) по 463 маршрутам: 125 городским (110 - автобусным, 15 - троллейбусным), 299 пригородным и 39 междугородным общей протяженностью более 18 тысяч километров.
Количество транспортных средств, работающих на маршрутах регулярных перевозок, свыше 1400 автобусов и 188 троллейбусов. Регулярность выполнения рейсов в межмуниципальном сообщении за 2020 год составила 99%. Объем перевозок - более 2,8 млн. человек в год.