Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2013 года N 672


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 N 662.
____________________________________________________________________

(в ред. Постановления Правительства РД от 25.08.2014 N 381)



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и в целях комплексного решения вопросов охраны здоровья населения, повышения доступности и качества оказания медицинской помощи Правительство Республики Дагестан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (далее - Программа).

2. Министерству здравоохранения Республики Дагестан:

совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан принять меры по реализации Программы;

ежегодно представлять в Правительство Республики Дагестан информацию о ходе реализации Программы.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан разработать и утвердить муниципальные программы развития здравоохранения на период до 2020 года.

4. Признать утратившим силу с 1 января 2014 года постановление Правительства Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года N 232 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Дагестан на 2013-2020 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Карибова А.Ш.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2013 года N 672


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2020 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Правительства РД от 25.08.2014 N 381)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2020 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Дагестан

Участники Программы

-

Министерство юстиции Республики Дагестан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство печати и информации Республики Дагестан, Министерство по национальной политике Республики Дагестан, Комитет по ветеринарии Республики Дагестан, Министерство по делам молодежи Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (по согласованию), Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан (по согласованию), ГБОУ ВПО "Дагестанская государственная медицинская академия" (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства РД от 25.08.2014 N 381)

Цели Программы

-

обеспечение доступности медицинской помощи; улучшение качества оказываемой медицинской помощи населению на основе повышения структурной эффективности системы здравоохранения; возрождение профилактической направленности в здравоохранении; улучшение состояния здоровья населения

Задачи Программы

-

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; обеспечение системного подхода в вопросах формирования здорового образа жизни; формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких; повышение эффективности оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, скорой и скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации; развитие службы медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; совершенствование службы родовспоможения и детства; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, повышение уровня квалификации медицинских работников; формирование и внедрение единой стратегии реструктуризации системы оказания медицинской помощи на территории Республики Дагестан; укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений республики, строительство новых объектов здравоохранения; совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса оказания медицинской помощи

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа реализуется в 2 этапа: первый этап: 2014-2016 годы; второй этап: 2017-2020 годы

Перечень подпрограмм

-

подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства"; подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка в Республике Дагестан"; подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей"; подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2014-2020 годы"; подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении Республики Дагестан"; подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования Республики Дагестан"

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

общая смертность; материнская смертность; младенческая смертность; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); смертность от туберкулеза; потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); распространенность потребления табака среди взрослого населения; распространенность потребления табака среди детей и подростков; заболеваемость туберкулезом; обеспеченность врачами; соотношение врачей и среднего медицинского персонала; средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике; средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике; средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике; ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего 276970563,3 тыс. руб. (с учетом дополнительной потребности) (с 2014 по 2020 гг.), из них: средства федерального бюджета - 50802207,1 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 13464349,2 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 211834112,0 тыс. рублей; внебюджетные источники финансирования - 869895 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке (с 2014 по 2020 год): средства федерального бюджета - 14709590,2 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 5555522,5 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 211834112,0 тыс. рублей; внебюджетные источники финансирования - 869895 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): средства федерального бюджета - 36092616,9 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 7908826,7 тыс. рублей. Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" Всего 137858760,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 20765839,9 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 3888720,2 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 113204200,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 114760436,4 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 230200,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1326036,4 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 113204200,0 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 23098323,6 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 20535639,9 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2562683,8 тыс. рублей. Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" Всего 79295920,7 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 5554729,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 3656998,7 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 70084193,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 74150416,8 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2693682,1 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1372541,7 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 70084193,0 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 5145503,9 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2861046,9 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2284457,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства" Всего 1459895,0 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 590000,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 869895,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 1459895,0 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 590000,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 869895,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка в Республике Дагестан" Всего 33978179,2 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 7682970,5 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 915489,7 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 25379719,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 29802735,2 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 3623228,7 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 799787,5 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 25379719,0 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 4175444,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 4059741,8 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 115702,2 тыс. рублей. Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" Всего 4417895,9 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1118109,3 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 133786,6 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 3166000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 3595276,1 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 386407,5 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 42868,6 тыс. рублей; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан - 3166000,0 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 822619,8 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 731701,8 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 90918,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" Всего 172688,0 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 172688,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 19200,0 тыс. рублей, из них средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 19200,0 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 153488,0 тыс. рублей, из них средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 153488,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2014-2020 годы" Всего 2201016,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1680000,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 521016,0 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 782000,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 560000,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 222000,0 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 1419016,0 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1120000,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 299016,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" Всего 15226091,6 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 11640441,5 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 3585650,1 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 8399160,2 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 7216071,9 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1183088,3 тыс. рублей. Дополнительная потребность (с 2014 по 2020 год): всего 6826931,4 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 4424369,6 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2402561,8 тыс. рублей. Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении Республики Дагестан" Всего 2360116,9 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2360116,9 тыс. рублей. Объемы финансирования по предварительной оценке: всего 0 тыс. рублей. Дополнительная потребность: всего 2360116,9 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2360116,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

снижение смертности от всех причин до 5,5 случая на 1000 населения; снижение материнской смертности до 15,5 случая на 100 тыс. родившихся живыми; снижение младенческой смертности до 11,8 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 255,0 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 13,2 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 69,2 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 5,4 случая на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 5,5 литра на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 20,0 процента; снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 4,0 процента; снижение заболеваемости туберкулезом до 38,9 случая на 100 тыс. населения; увеличение обеспеченности врачами до 42,0 случая на 10 тыс. населения; соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:2,5; повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 проц. от средней заработной платы в республике; повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 проц. от средней заработной платы в республике; повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 проц. от средней заработной платы в республике; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,5 года

(в ред. Постановления Правительства РД от 25.08.2014 N 381)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В последние годы значительные инвестиции государства направлены на возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Решение указанных проблем осуществлялось в рамках крупномасштабных программ, в том числе:

приоритетного национального проекта "Здоровье";

Программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2012 годы (далее - Программа модернизации).

Итоги реализации указанных программ к 2013 году характеризуются следующими показателями:

увеличение рождаемости - в 2012 году родилось 56775 детей, что на 2297 больше, чем в 2011 году;

снижение уровня смертности - общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2012 году составил 5,60 (в 2011 г. - 5,77), что отражает положительную динамику;

снижение показателей младенческой смертности - младенческая смертность на 1000 родившихся живыми в 2012 году составила 15,5 случая (2011 г. - 15,3);

повышение эффективности скорой медицинской помощи - по сравнению с 2007 годом количество смертей в машинах скорой помощи сократилось практически в 10 раз;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - в период 2007-2012 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1,5 года с 73,35 в 2007 году до 74,9 в 2011 году.

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);

несвоевременное обращение за медицинской помощью;

высокий уровень младенческой смертности, который превышает среднероссийский в 1,5-2 раза;

недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обусловливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

низкое развитие замещающих стационар технологий;

дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям;

невнедрение порядков и стандартов медицинской помощи;

отсутствие унификации оснащения медицинских организаций;

отсутствие оптимизации этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов.

Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность здравоохранения республики квалифицированным персоналом. Показатель обеспеченности врачами в системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан, по результатам отчета за 2012 год, составил 31,5 врача на 10 тыс. населения, что значительно ниже среднего уровня по Российской Федерации (44,1). Обеспеченность средними медицинскими работниками по республике за 2012 год составила 78,3 среднего медицинского работника на 10 тыс. населения, что также ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (93,6).

Для приведения численности медицинского персонала существующей сети учреждений здравоохранения в соответствие со штатными нормативами необходим дополнительный прирост численности в количестве 13875 штатных единиц, в том числе врачебного персонала - 7006 единиц, среднего медицинского персонала - 6869 единиц. В соответствии со штатными нормативами на 10 тыс. человек положена одна бригада скорой медицинской помощи. Для доведения бригад скорой медицинской помощи до норматива с учетом роста населения республики необходимо дополнительно развернуть 126 бригад с увеличением численности штатного персонала в количестве 22693 штатных единиц, в том числе 921 единицы врачей.

В системе здравоохранения Республики Дагестан каждый пятый врач - работающий пенсионер. В 2012 году удельный вес врачей вырос и составил 21,6 проц. против 21,3 проц. в 2009 году, средних медработников - 14,7 проц. против 13,8 проц. в 2009 году. Более сложная ситуация складывается по фтизиатрической и рентгенологической службам, в акушерстве и гинекологии, анестезиологии и реанимации, где доля работающих пенсионеров составляет более 50 процентов. Данные показатели свидетельствуют о необходимости принятия срочных мер по подготовке молодых медицинских кадров.

Ежегодно осуществляется целевая подготовка врачей в интернатуре и ординатуре в количестве 30-40 человек.

Проблема дефицита медицинских кадров особенно актуальна в сельских учреждениях здравоохранения. Обеспеченность врачами сельских лечебно-профилактических учреждений крайне низкая и составляет 17,5 врача на 10 тыс. населения. Наиболее не укомплектованы лечебные учреждения Гунибского, Докузпаринского, Дахадаевского, Чародинского, Левашинского, Магарамкентского районов, а также городов Кизляра, Кизилюрта, Буйнакска. Значительный дефицит кадров отмечается среди врачей: анестезиологов-реаниматологов, функциональной диагностики, подростковых кабинетов, диабетологов, аллергологов-иммунологов, травматологов, нейрохирургов, эндоскопистов, детских онкологов, детских эндокринологов, фтизиатров, детских психиатров, наркологов, психотерапевтов, врачей-лаборантов.

В целях ликвидации дефицита врачебных кадров ежегодно заключаются целевые договоры на поступление выпускников сельских школ в ГБОУ ВПО "Дагестанская государственная медицинская академия". Так, в 2010 году по целевому приему поступило 63 человека из сельских районов, в 2011 году - 32 человека, в 2012 году было выделено 42 места, что крайне недостаточно.

(в ред. Постановления Правительства РД от 25.08.2014 N 381)

Одним из основных направлений повышения эффективности использования кадрового потенциала здравоохранения является повышение значимости среднего медперсонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи, в организации и управлении сестринским делом, что предполагает принятие мер по совершенствованию подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, по развитию новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению, правовому регулированию сестринской деятельности. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

При сохранении существующей численности участковых врачей - педиатров и терапевтов в целом по республике количество обслуживаемого населения с 2012 до 2020 года увеличится на врачей-педиатров с 1263 до 1461 ребенка при нормативе 800 человек на одного врача, участковых терапевтов - с 2218 до 2491 взрослого при нормативе 1700 человек на одного врача. Показатель обеспеченности кадрами врачей на 10 тыс. населения снизится с 31,5 (2011 год) до 28,7, среднего медицинского персонала - с 78,3 до 72,2 среднего медработника на 10 тыс. населения.

Состояние материально-технической базы существенно влияет на уровень и качество оказываемой медицинской помощи населению республики и остается серьезной проблемой здравоохранения республики.

Министерством здравоохранения Республики Дагестан принимаются меры по укреплению материальной базы лечебных учреждений. Значительно укрепилась база медицинских организаций в рамках реализации Программы модернизации. Число зданий учреждений здравоохранения, требующих капитального ремонта, неуклонно снижается: в 2010 году их было 335, в 2011 году - 312, в 2012 году - 277 зданий.

Несмотря на принимаемые меры, конструкции зданий и коммуникации большей части учреждений здравоохранения республики находятся в изношенном состоянии. Требуется проведение работ по утеплению зданий, ремонту систем отопления, водопровода, канализации и всех видов энергообеспечения. В республике 7,5 процента самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 4,6 процента больничных учреждений, 6,5 процента фельдшерско-акушерских пунктов, 7,5 процента фельдшерских пунктов находятся в аварийном состоянии, 43,7 процента центральных больниц размещены в приспособленных помещениях. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений низкая. Слаборазвитая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений определяет большую скученность, очередность и невозможность открытия крайне необходимых структурных подразделений, параклинических служб и отражается на качестве и доступности оказываемой медицинской помощи. Сохраняется низкий уровень парка автомобилей скорой медицинской помощи, который изношен на 68 процентов.

Обеспеченность койками в республике ниже средней по России на 29 процентов и СКФО - на 17,9 процента, в связи с чем уровень госпитализации в круглосуточные стационары в республике остается высоким. При росте численности населения (ежегодный рост количества родов) к 2020 году приведет к значительной перегрузке существующей коечной сети почти в 2 раза. Имеющийся коечный фонд акушерских стационаров работает с перегрузкой на 35,2 процента. В динамике при росте рождаемости до 63 тысяч детей при сохраняющихся площадях в большей степени обострится проблема соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, что, в свою очередь, может привести к росту осложнений в родах, внутрибольничных инфекций, заболеваемости и смертности новорожденных и рожениц.

Осуществление в рамках Программы мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений, позволит повысить качество оказания медицинской помощи населению республики, обеспечить снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности.

В республике не решен вопрос развития сети стационарзамещающих технологий, для открытия которых практически не существует свободных площадей как на уровне амбулаторно-поликлинической службы, так и в стационарах. Сохраняются проблемы по оказанию помощи людям старших возрастов и некурабельным больным (отсутствуют стационары (отделения) паллиативной помощи - хосписы).

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться в основном фельдшерскими бригадами.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и при необходимости узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому.

По результатам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования, позволяющее получить информацию в цифровом виде.

Полученное в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации медицинское оборудование позволило значительно укрепить материально-техническое обеспечение медицинских организаций. Снизился удельный вес лиц, выезжающих за получением диагностической помощи в города и в республиканские учреждения. Однако это не решило тех проблем, которые стоят сегодня перед здравоохранением. Мероприятия Программы были направлены только на решение поставленных задач по приоритетным направлениям. В эти направления были включены охрана материнства и детства, кардиология, онкология, гастроэнтерология, пульмонология, туберкулез.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»