Недействующий

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности" (с изменениями на 4 марта 2021 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2021 N 1105-П)



I. Характеристика текущего состояния инновационной сферы автономного округа


Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основывается на формировании новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая должна создать сектора в национальной экономике, сопоставимые по своему вкладу в валовой внутренний продукт с сырьевыми секторами.


Долгосрочные ориентиры развития инновационной деятельности заданы Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой перед Российской Федерацией стоит задача перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.


Согласно части 1 статьи 13 Устава (Основного закона) автономного округа органы государственной власти автономного округа обеспечивают научное и инновационное развитие экономики автономного округа для достижения целей и решения задач социально-экономического развития автономного округа. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 39 Устава (Основного закона) автономного округа Правительство автономного округа определяет основные направления и осуществляет проведение налоговой, бюджетной, инновационной политики в автономном округе.


Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 240-ФЗ) содержит нормы и понятия в сфере инновационной деятельности, определяет принципы, условия и формы ее государственной поддержки.


Закон автономного округа от 27 апреля 2011 года N 34-ЗАО "О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" развивает и уточняет нормативно-правовое обоснование инновационной деятельности в автономном округе, полномочия исполнительных органов государственной власти автономного округа.


Развитие инновационной деятельности в автономном округе осуществляется с 2008 года на основе принимаемых Правительством автономного округа программ. Реализация программ к 2014 году позволила:


- создать 3 инновационно-технологических центра в городах автономного округа, составляющие первоначальный каркас технологической подсистемы;


- сформировать 8 некоммерческих организаций - объектов инновационной инфраструктуры;


- увеличить число субъектов инновационной деятельности до 45 единиц;


- создать систему государственной финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, некоммерческих организаций - объектов инновационной инфраструктуры, центров научно-технического творчества молодежи, муниципальных программ развития инновационной деятельности;


- на базе Инновационного плана автономного округа сформировать портфель инновационных программ и проектов автономного округа.


Инновационная система автономного округа приобрела определенные контуры и очертания, стала более самостоятельной, наполнилась необходимым функционалом. В то же время инновационную систему автономного округа нельзя признать функционально полной.


Дальнейшего развития требуют инновационно-технологические центры в городах автономного округа. Создание опытных и экспериментальных полигонов позволит обеспечить субъекты инновационной деятельности экспериментальной опытно-промышленной базой для разрабатываемых инновационных проектов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусматривающих доведения результатов этих работ до создания промышленного образца готовой продукции, запуска промышленного производства и коммерческий сбыт полученной продукции на отечественном и зарубежном рынках. Организация опытного полигона позволит проводить испытания техники и других механизмов в экстремальных северных условиях.


В финансовой подсистеме отсутствует такой важный элемент, как венчурный фонд, необходимый для реализации высокорискованных проектов. Создание венчурного фонда в автономном округе будет способствовать повышению инновационного потенциала, развитию наукоемких производств и внедрению новых прогрессивных технологий, формированию новых для автономного округа подходов в развитии инновационной деятельности, совершенствованию системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса. Фонд может оказать существенное влияние на инновационное развитие региона - наличие самой возможности реализации проектов стимулирует инноваторов к активной работе. Созданию венчурного фонда будет предшествовать формирование банка прорывных инновационных проектов.