(с изменениями на 4 марта 2021 года)
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 25.02.2014 N 149-П, от 14.11.2014 N 926-П, от 29.12.2014 N 1117-П, от 20.01.2015 N 16-П, от 04.06.2015 N 501-П, от 23.10.2015 N 1005-П, от 03.02.2016 N 79-П, от 25.03.2016 N 262-П, от 12.05.2016 N 437-П, от 16.02.2017 N 92-П, от 21.06.2017 N 616-П, от 27.07.2017 N 756-П, от 28.04.2018 N 464-П, от 11.07.2018 N 737-П, от 15.04.2019 N 376-П, от 05.08.2019 N 849-П, от 16.03.2020 N 280-П, от 19.08.2020 N 998-П, от 04.03.2021 N 157-П)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 декабря 2021 года N 1105-П
____________________________________________________________________
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2021 года Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 737-П)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности".
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 737-П, от 05.08.2019 N 849-П, от 04.03.2021 N 157-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере науки и научно-технической деятельности.
(п. 2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 376-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 25.02.2014 N 149-П, от 14.11.2014 N 926-П, от 29.12.2014 N 1117-П, от 20.01.2015 N 16-П, от 04.06.2015 N 501-П, от 23.10.2015 N 1005-П, от 03.02.2016 N 79-П, от 25.03.2016 N 262-П, от 12.05.2016 N 437-П, от 16.02.2017 N 92-П, от 21.06.2017 N 616-П, от 27.07.2017 N 756-П, от 28.04.2018 N 464-П, от 11.07.2018 N 737-П, от 15.04.2019 N 376-П, от 05.08.2019 N 849-П, от 16.03.2020 N 280-П, от 19.08.2020 N 998-П, от 04.03.2021 N 157-П)
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 376-П)
Ответственный исполнитель Государственной программы | департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Соисполнители Государственной программы | департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Участник Государственной программы | отсутствует | |
Цель Государственной программы | 1) развитие научной и научно-технической деятельности; 2) развитие инновационной деятельности | |
Задачи Государственной программы | 1) создание в Ямало-Ненецком автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса; 2) повышение роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа; 2-1) выявление и поддержка талантливой молодежи в области науки; 3) ускоренное развитие приоритетных направлений науки; 4) развитие в Ямало-Ненецком автономном округе инновационно-технологического комплекса; 5) социализация лиц, потреблявших наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в общество и существенное сокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества; 6) кадровое, информационное, нормативно-правовое, документационное и финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя Государственной программы | |
Сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2024 годы | |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 05.08.2019 N 849-П) | ||
Показатели Государственной программы | 1. Доля внедренной научной продукции от общего количества проведенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. 2. Доля лиц, не потребляющих наркотические средства и психотропные вещества более 2 лет, в общем числе лиц, потреблявших наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, завершивших программы социальной реабилитации. 3. Увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации, к 2019 году в 1,25 раза относительно уровня 2011 года | |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 16.03.2020 N 280-П) | ||
Подпрограммы Государственной программы | 1) подпрограмма 1 "Развитие научной и научно-технической деятельности"; 2) подпрограмма 2 "Развитие научной деятельности в области археологии"; 3) подпрограмма 3 "Развитие инновационной деятельности"; 4) подпрограмма 4 "Развитие социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях"; 5) подпрограмма 5 "Обеспечение реализации Государственной программы" | |
Финансовое обеспечение Государственной программы (тыс. руб.) | ||
(в ред. постановления Правительства ЯНАО | ||
Общий объем финансирования - 5531710 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 2435598) | Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 5531710 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | Объем внебюджетных средств - 0 |
2014 год - 510800 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 255835) | 510800 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2015 год - 617325 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 364763) | 617325 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2016 год - 935239 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 631717) | 935239 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2017 год - 575908 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 267833) | 575908 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2018 год - 641574 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 241138) | 641574 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2019 год - 533534 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 164818) | 533534 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2020 год - 341833 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 109494) | 341833 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2021 год - 333524 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 100000) | 333524 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2022 год - 341675 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 100000) | 341675 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2023 год - 350149 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 100000) | 350149 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
2024 год - 350149 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 100000) | 350149 (в том числе средства федерального бюджета - 0) | 0 |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | 1) увеличение доли внедренной научной продукции от общего количества проведенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ до 55% к 2024 году; 2) увеличение доли лиц, не потребляющих наркотические средства и психотропные вещества более 2 лет, в общем числе лиц, потреблявших наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, завершивших программы социальной реабилитации, к 2024 году до 30%; 3) увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации, к 2019 году в 1,25 раза относительно уровня 2011 года | |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 16.03.2020 N 280-П) |
Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее - автономный округ, Стратегия) предусматривает реализацию активного (инновационного) сценария развития региона. Реализация данного сценария невозможна без интенсивного развития сферы генерации новых знания, развития механизмов внедрения их в отрасли экономики и социальной сферы.
Ямал является арктическим регионом. Совокупность объективных факторов: географическое положение, природно-ресурсный и промышленный потенциал, бюджетная обеспеченность, развитая инфраструктура, культурно-историческое наследие - позволяют региону претендовать на лидерство в Арктической зоне Российской Федерации, становление его международным форпостом развития в Арктике.
Лидерство в Арктике требует веских доказательств успехов и преимуществ региона в освоении высоких широт планеты, как, например, в технологиях обеспечения безопасной жизнедеятельности населения, сохранении традиционных культур, охране окружающей среды, сохранении биоразнообразия, разработке и использовании специализированных (арктических) технологий в производстве, транспорте, энергетике. Достижение данных позиций невозможно без системного изучения всех сторон жизни в Арктике и внедрения инновационных, адаптированных к Арктике технологий.
В то же время подавляющая часть экономики региона состоит из двух устаревших технологических укладов: добывающей промышленности и традиционного образа жизни. При этом в автономном округе практически не находят применение современные технологические уклады, без внедрения которых невозможно реализовать инновационный сценарий Стратегии.
Природно-ресурсный потенциал позволяет экономике региона в обозримом будущем получать доходы от использования природной ренты, необходимые для модернизации и инновационного обновления региона.
Сложившийся экономический уклад и сложная экономическая ситуация в мировой экономике, привязанность региона к сырьевому сектору, ухудшение экологии, изменение климата, проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности, отсталость технологической базы и высокие издержки по созданию инфраструктурных отраслей экономики и стоимости их услуг, недостаток высококвалифицированных специалистов по ряду отраслей экономики, неразвитость инновационной деятельности в бюджетных отраслях, неразвитость и низкий уровень жизни населения сельских поселений являются ключевыми вызовами и угрозами инновационного развития экономики и социальной сферы автономного округа.
Основной угрозой является привязанность региона к сырьевому сектору. Снижение спроса и цен на углеводородную продукцию автономного округа приведет к сокращению доходов и расходов бюджетной системы автономного округа и, как следствие, к снижению темпов социальной модернизации и инновационного развития экономики.
Указанные угрозы и вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве, внедрение инновационных технологий в инфраструктурных отраслях.
В то же время Ямал располагает крайне незначительным научным потенциалом. Количество организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в автономном округе весьма ограничено и не может обеспечить научно-техническую поддержку Стратегии. Необходимо резкое увеличение количества квалифицированных исследователей по техническим, естественнонаучным, общественным наукам, а также ряду направлений гуманитарных специальностей.
Для понимания отставания автономного округа от других регионов Западной Сибири в таблице 1 приведены статистические показатели научно-инновационного развития трех субъектов Российской Федерации, входящих в Тюменскую область, в 2012 году.
Субъект Российской Федерации/показатель | юг Тюменской области | Ханты-Мансийский автономный округ | Автономный округ |
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек) | 5143 | 1683 | 88 |
Затраты организаций на научные исследования и разработки (млн. руб.) | 6442,9 | 3679,0 | 93,9 |
Количество научных организаций | 40 | 14 | 4 |
Выдано патентов на изобретения (ед.) | 95 | 26 | 6 |
Источник: Ямалстат
При этом в регионе имеются точки роста для развития научного потенциала в сфере медицинских, сельскохозяйственных, биологических и гуманитарных (этнология, археология, история) наук. Существующие учреждения располагают рядом высококвалифицированных исследователей. Можно ожидать, что эти организации окажутся способными стать основой для подготовки новых научных кадров.
Финансирование научных исследований и разработок на территории автономного округа остается крайне недостаточным. Основным источником финансирования является окружной бюджет, доля федерального финансирования науки незначительна. Финансирование исследований и разработок за счет средств частных организаций имеет неустойчивый характер.
Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере, ответственность за развитие которых возложена на государство и муниципалитеты, недостаточно и преимущественно ограничивается сферой информационных технологий и образования. Без инновационного развития остаются сферы здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства, транспорта, коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и туризма.
Предпринятые в предыдущие годы действия исполнительных органов государственной власти автономного округа создают предпосылки для реализации в автономном округе инновационного сценария социально-экономического развития. В то же время объемы финансирования не позволили совершить качественные изменения в научной и инновационной сфере автономного округа.
Выход на устойчивое движение по инновационному пути развития требует решения ряда проблем, негативно влияющих на инновационный климат, а именно:
- несовершенство государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- низкий спрос на инновации в экономике, в том числе в государственном и муниципальном секторах экономики;