16. В последние годы наметилась позитивная динамика развития российского искусства, связанная с ростом зрительского интереса, обновлением репертуарного предложения. Это результат как социально-экономической стабилизации российского общества, так и адаптации организаций искусства к новым условиям деятельности.
17. Театры и концертные организации вносят большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного театрального и исполнительского искусства, обеспечивают творческую преемственность поколений, несут большую просветительскую и воспитательную миссию.
18. На территории Костромской области действует 9 театральных и концертных организаций, из них 5 - государственных, 2 - муниципальные, 2 - негосударственные организации.
19. В число государственных учреждений культуры, указанных в пункте 18, входят:
ОГБУК "Государственная филармония Костромской области";
ОГБУК "Концертно-выставочный центр "Губернский";
ОГБУК "Костромской губернский симфонический оркестр под управлением Павла Герштейна";
ОГБУК "Костромской государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр им. А.Н. Островского";
ОГБУК "Костромской областной театр кукол".
Муниципальные учреждения культуры:
МБУ города Костромы "Фольклорный ансамбль "Венец";
МБУ города Костромы "Камерный драматический театр под руководством Б.И. Голодницкого".
20. Негосударственные организации:
АНО "Национальный балет "Кострома",
негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс".
21. В настоящее время только на сцене областных театров ежегодно проходит около 10 премьер новых и капитально возобновленных спектаклей, театры показывают около 850 спектаклей, которые ежегодно посещают от 180 до 200 тысяч зрителей. Концертные организации ежегодно организуют более 900 концертных программ и творческих мероприятий на собственных площадках и на базе муниципальных учреждений культуры региона.
22. На гастролях за пределами Костромской области театральные и концертные организации региона ежегодно показывают от 70 до 100 спектаклей и концертных программ. Предполагается существенно расширить гастрольную деятельность областных театров и концертных организаций.
23. Театры и концертные организации являются организаторами крупных театральных и музыкальных фестивалей и акций, демонстрирующих лучшие достижения отечественной и зарубежной сцены, а также ведут обширную дополнительную творческую работу: творческие вечера известных актеров и режиссеров, крупные просветительские проекты, творческие лаборатории, работа с различными категориями зрителей в рамках специальных дополнительных программ, издательские проекты.
24. Наряду с сохранением лучших традиций отечественного театрального и исполнительского искусства, театральные и концертные организации и коллективы ведут большую работу по популяризации творчества современных отечественных авторов, привлечению молодых деятелей к реализации творческих проектов, поиску новых форм художественной выразительности.
25. Вместе с тем необходимо создавать возможности для развития экспериментальных форм творчества, обеспечения равного доступа к лучшим образцам художественного творчества жителей, прежде всего сельских территорий региона, приобщения к искусству детской и юношеской аудитории. Решение этих и многих других проблем требует поиска адекватных мер государственной поддержки.
26. На современном этапе основной задачей государственной региональной культурной политики должно стать формирование общественной потребности в различных, в том числе инновационных, формах искусства. Необходимо создать систему экономических мотиваций для приобщения публики к "высоким" формам, сформировать конкурентные условия для продвижения исполнительского искусства, поддерживая искусство в его взаимоотношениях с обществом. Выработка таких механизмов позволит решать стоящие перед отраслью задачи на принципиально новом уровне, сочетающем государственный протекционизм и рыночные принципы, что наиболее полно отвечает потребностям развития искусства в настоящих условиях.
27. Следует реализовать комплекс мер по поддержке дебютов, направленных на поиск и реализацию "первого шага" в искусстве молодых режиссеров, художников, хореографов, дирижеров. В рамках подпрограммы следует совершенствовать проведение творческих конкурсов и фестивалей. Эти меры будут способствовать необходимой в настоящее время смене творческих поколений, приходу молодых творческих деятелей в организации исполнительских искусств.
28. Необходимо расширить гастрольные программы, направленные на обеспечение равного доступа к лучшим образцам театрального и исполнительского искусства, вовлечение различных, в том числе отдаленных от областного центра территорий региона в общекультурный контекст. Особое внимание будет уделено поддержке гастрольной деятельности в малых городах Костромской области. Результатом этих программ должно стать существенное увеличение доли гастрольных показов в общем репертуаре театрально-концертных организаций, расширение культурного "предложения" для жителей региона, увеличение числа посещений театральных спектаклей и концертов.
29. Будут осуществляться специальные мероприятия по формированию репертуара для детской и юношеской аудитории. Особое внимание при этом будет уделено проектам, направленным на поиск новых форм выразительности и современных методов приобщения к искусству детской и юношеской аудитории.
30. В сфере театрального искусства необходимо реализовать комплекс мероприятий, предусмотренных Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р, и Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Костромской области на период до 2020 года, утвержденной приказом департамента культуры Костромской области от 6 июня 2012 года N 148.
31. Интересы развития театрального и исполнительского искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации творческих специалистов.