Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 05 февраля 2014 года N 2472

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 г. N 1879 "Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 25.04.2018 N 2522.
____________________________________________________________________

В соответствии с Порядком разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 636, постановляю:

1. Внести в проектную программу Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013 - 2015 годы", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 г. N 1879 "Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013-2015 годы", следующие изменения:

1.1. Приложение "Проектная программа Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему Указу.

1.2. Приложение N 1 "Система целевых показателей (индикаторов) проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему Указу.

1.3. Приложение N 2 "Перечень мероприятий проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему Указу.

1.4. Приложение N 3 "Объем ресурсного обеспечения проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" изложить в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему Указу.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).


ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента

Республики Саха (Якутия)

от 5 февраля 2014 г. N 2472

Проектная программа Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013-2015 годы"

Паспорт


1.

Наименование Программы

Проектная программа Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

2.

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.
 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
;

 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р
 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
на 2011-2015 годы" (в новой редакции);

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия)
 от 8 мая 2011 г. N 635 "О системе планирования социально - экономического развития в Республике Саха (Якутия)";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 976 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика на 2012-2016 годы"

3.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

4.

Соисполнители Программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 Министерство образования Республики Саха (Якутия);

 Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

 Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

 Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

 Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия)

5.

Цель Программы

Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).
 К маломобильным группам населения (далее-МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации

6.

Основные задачи Программы

1) совершенствование нормативной правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Саха (Якутия);

 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Саха (Якутия);

 5) устранение социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвали дов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия)

7.

Целевые индикаторы Программы

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия);

 2) принятие нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения;

 3) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Саха (Якутия) по результатам их паспортизации среди всех приоритетных объектов;

 4) доля доступных для инвалидов и иных маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

 5) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 6) доля парка пассажирского автотранспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения, в парке этого пассажирского автотранспорта;

 7) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;

 8) доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности нуждавшихся в реабилитации инвалидов в Республике Саха (Якутия);

 9) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Саха (Якутия);

 10) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия)

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

Программа реализуется в один этап в период с 2013 - 2015 годы

9.

Объемы и источники обеспечения Программы

Общий объем затрат на реализацию Программы составляет:
 304 461,46 тыс.рублей, из них:
 в 2013 году - 95 877,46 тысяч рублей;

 в 2014 году - 106 935,0 тысяч рублей;

 в 2015 году - 101 649,0 тысяч рублей;

 в том числе 106 057,46 тысяч рублей из федерального бюджета (прогноз), из них:
 в 2013 году - 25 052,46 тысяч рублей;

 в 2014 году -42 053,0 тысячи рублей;

 в 2015 года - 38 952,0 тысяч рублей ;

 в том числе 198 404,0 тысяч рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), из них:
 в 2013 году - 70 825,0 тысяч рублей;

 в 2014 году - 64 882,0 тысяч рублей;

 в 2015 году - 62 697,0 тысячи рублей

10.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ соисполнителей Программы, органов местного самоуправления в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 4) создание условий доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных  маломобильных групп населения, в том числе на объектах:
 здравоохранения,
 социальной защиты населения,
 образования,
 физической культуры и спорта,
 культуры,
 транспорта,
 информации и связи;

 5) обеспечение доступности пассажирского автотранспорта общего пользования;

 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Республике Саха (Якутия);

 7) увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

 8) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

 9) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и иных маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий, с учетом особенностей восприятия;

 10) устранение социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, медицинские учреждения и рабочие места;

на социальные программы, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Разработка Программы, в рамках которой будет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров к объектам социальной инфраструктуры и транспорта, средствам связи и информации, медицинским и социально-реабилитационным услугам, осуществляется с учетом:

Конвенции ООН о правах инвалидов;

Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (в новой редакции);

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 635 "О системе планирования социально - экономического развития в Республике Саха (Якутия)";

Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 976 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика на 2012-2016 годы".

В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильного населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Под доступной средой понимается организация окружающего пространства, при которой любой человек независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту, что, в свою очередь, позволит людям с инвалидностью и иным маломобильным группам населения реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.

В создании доступной среды жизнедеятельности остро нуждаются инвалиды и иные маломобильные группы населения. К маломобильным группам населения (МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации (не менее 10 % населения республики).

Социальная политика республики в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, в которых основное место занимает создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах жизнедеятельности.

Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. На 1 января 2013 года в республике проживает 56 057 инвалидов (5,5% всего населения республики), в том числе 6 161 детей-инвалидов.

При этом значительная доля инвалидов (58%) имеет 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности, доля детей-инвалидов в общей численности составляет 11 %. С 2008 по 2011 годы отмечается увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами.

Рост уровня инвалидности, главным образом, происходит за счет инвалидизации лиц пенсионного возраста (37,8%). В структуре причин первичного выхода на инвалидность взрослого населения традиционно превалируют болезни системы кровообращения - 20,5%, злокачественные новообразования - 9,9%, болезни костно-мышечной системы - 9,3%, последствия травм, отравлений и другие воздействия внешних причин - 6,2%. В структуре заболеваний, приводящих к инвалидности детей, 32% составляют врожденные пороки развития, 23% - болезни нервной системы, 9,3% - психические расстройства и расстройства поведения.

Для повышения доступности получения реабилитационных услуг в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 января 2013 г. N 49-р утвержден Перечень дополнительных технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществляется обеспечение их техническими средствами реабилитации. Сложившийся механизм оказания реабилитационной помощи инвалидам позволяет наиболее полно и качественно удовлетворять их потребности в технических средствах реабилитации. С 2014 года обеспечение инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации осуществляется в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика на 2012-2016 годы".

В Республике Саха (Якутия) функционирует восемь реабилитационных центров и одно учреждение профессионального обучения молодых инвалидов "Республиканский Лицей-Центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов". Однако обеспеченность реабилитационными центрами для детей-инвалидов составляет всего 60 % от фактической потребности. Материальная база учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов, остается на недостаточном уровне.

Для обеспечения доступности средств транспорта при Комплексном центре социального обслуживания в г. Якутске действует "Социальное такси", в автопарке которого семь единиц автотранспорта, занятых перевозками, в том числе четыре специально оборудованных для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Основные проблемы, на решение которых направлена Программа:

низкая доля объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в которых создана безбарьерная среда для инвалидов и маломобильных групп населения;

ограниченные возможности получения инвалидами социальных и реабилитационных услуг, в том числе в связи с недостаточной оснащенностью техническими средствами реабилитации инвалидов;

недостаточно развитая материальная база учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов;

необходимость повышения квалификации специалистов по реабилитации, социальной интеграции инвалидов, а также по вопросам создания доступной среды для инвалидов;

недостаточная информированность населения по вопросам инвалидности и формированию толерантного отношения общества к проблемам инвалидов.

Программа должна стать продолжением проводимых в Республике Саха (Якутия) комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество и обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения объектов социальной и транспортной инфраструктуры и услуг, повышению уровня и качества их жизни.

В связи с ограниченным общим объемом финансирования из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на создание доступной среды в Республике Саха (Якутия) необходимо привлечение средств федерального бюджета. В связи с чем подготовлена Программа в соответствии с примерной программой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".

Необходим комплексный подход к решению проблемы создания доступной среды жизнедеятельности в Республике Саха (Якутия) и ее решения программно-целевым методом, в том числе необходимо эффективное межведомственное взаимодействие и координация работ различных исполнительных органов государственной власти и других участников создания доступной среды жизнедеятельности.

Раздел 2. Основные цели, задачи Программы и важнейшие целевые индикаторы Программы


Целью Программы является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).

В рамках Программы определены основные задачи:

1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).

В рамках решения данной задачи будут разработаны и приняты нормативные правовые и организационно-распорядительные документы в Республике Саха (Якутия), запланирована дальнейшая работа по формированию карт доступности Республики Саха (Якутия), проведению паспортизации приоритетных объектов и услуг.

Вышеуказанные мероприятия осуществляются за счет текущего финансирования.

Кроме того, запланировано проведение ежегодного социологического мониторинга с целью выявления доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, а также доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.

В 2013 году предусмотрена модернизация программного обеспечения, позволяющая интегрировать данные различных ведомств, участвующих в социальной поддержке и реабилитации инвалидов.

2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов (в части государственной собственности) и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).

Мероприятия по повышению уровня доступности будут проводиться на объектах:

здравоохранения;

социальной защиты и социального обслуживания;

образования;

профессионального образования;

физической культуры и спорта;

культуры;

транспорта.

Формирование доступной среды будет достигнуто путем адаптации и дооборудования объектов техническим средствами (приобретение пандусов, подъемников, оборудование туалетных комнат поручнями; оснащение тактильными указателями и плитками, информационными табло, специализированными вспомогательными устройствами коллективного пользования для глухих и слабослышащих и др.), а также путем оборудования подвижного состава автомобильного пассажирского автотранспорта общего пользования светодиодным табло для слабослышащих и специальным звуковым сигналом для слабовидящих инвалидов, приобретение транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения, оснащения остановочных пунктов, пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов средствами доступности для инвалидов.

3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции.

Мероприятия по повышению доступности и качества реабилитационных услуг включают: дистанционное профессиональное обучение молодых инвалидов, оснащение медицинским и реабилитационным оборудованием, а также соответствующим программным обеспечением и расходными материалами, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (в 2013 году), формирование сети базовых общеобразовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, и развитие дистанционного образования детей, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой и спортом (в 2013 году), компенсацию оплаты спортивных секций по рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида в области физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта (в 2013 году), информационно-методическое обеспечение мероприятий по содействию занятости инвалидов.

С 2014 года дополнительно предусмотрены следующие мероприятия:

создание условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»