ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2014 года N 84
 г. Улан-Удэ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГГ.

(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 07.06.2016 N 241)

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Правительство Республики Бурятия постановляет:

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 07.06.2016 N 241)

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственно-общественного управления образованием в Республике Бурятия на период 2014 - 2020 гг.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН






Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.03.2014 N 84

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГГ.

1. Общие положения


Правовой основой организации и деятельности государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общественных объединениях".

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" для общества и работодателей определены следующие предполагаемые результаты:

- общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями для оценки качества образования;

- повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг;

- будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;

- гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Настоящая Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Республике Бурятия на период 2014 - 2020 гг. (далее - Концепция) призвана установить теоретические основы государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия, его основные понятия, цель, принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.

Концепция способствует расширению общественного участия в управлении образованием, росту влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышению эффективности деятельности органов государственной власти Республики Бурятия в сфере образования и образовательных учреждений, ее открытости для общественности, населения Республики Бурятия.

Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Республики Бурятия.

2. Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием в Республике Бурятия


В Республике Бурятия ведется работа по формированию органов государственно-общественного управления образованием. Функционируют региональная общественная организация "Союз попечителей Республики Бурятия", региональная общественная организация "Ассоциация общественных управляющих системы образования Республики Бурятия", региональный общественный фонд "Родительский комитет Республики Бурятия", общественная организация по поддержке инициатив "Любимый город". На территории каждого муниципального образования действуют советы управляющих. В настоящее время в сфере образования Республики Бурятия работают наблюдательные советы, попечительские советы, родительские комитеты, благотворительные фонды, педагогические советы, советы образовательных организаций.

Анализ практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления образованием в образовательных организациях свидетельствует, что в настоящий момент большинство из них находятся в стадии становления или формального существования. К основным причинам и факторам, затрудняющим становление и развитие государственно-общественного управления образованием, относятся:

- недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;

- недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций;

- авторитарность большей части руководителей образовательных организаций;

- низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.

Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием;

- вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Республики Бурятия, стратегических программ и проектов Республики Бурятия, администраций муниципальных образований в Республике Бурятия, образовательных организаций в области образования;

- организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых, экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;

- повышение информационной открытости образовательных организаций потребителям образовательных услуг;

- развитие частно-государственного партнерства в сфере образования;

- развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.

3. Основные понятия, используемые в Концепции


Государственно-общественное управление образованием на территории Республики Бурятия - ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти Республики Бурятия, руководители общеобразовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

Понимание роли государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений. Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования. В общественной составляющей можно выделить внутренние (внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление) и внешние (представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития) компоненты.

Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием. Это могут быть структуры, не связанные непосредственно с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения), объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ), объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся), и др. Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнерства) и временными (собрания, совещания, конференции). Выражать интересы определенных социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования. К общественности можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, не зависимых от органов управления образованием.

Общественное самоуправление в сфере образования на территории Республики Бурятия - система организационных форм, создаваемая для реализации в пределах, установленных законодательством, самостоятельных и под свою ответственность решений гражданами и (или) их объединениями непосредственно по вопросам функционирования и развития сферы образования.

Государственно-общественный совет по управлению образованием (далее - Совет) - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Республики Бурятия. Орган, формируемый собраниями, конференциями представителей участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования, посредством процедур избрания, назначения на уровне Республики Бурятия (на основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия), муниципальных образований, образовательных организаций. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования носит совещательный характер.

Участники образовательного процесса - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Общественное наблюдение - участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных организаций Республики Бурятия, аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий.

Общественная экспертиза - механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательной организации группой общественных экспертов.

4. Сущность, признаки, цели, принципы и задачи государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия


Сущность государственно-общественного управления образованием состоит в формировании и развитии новых, более демократических отношений, согласованных взаимодействий между всеми заинтересованными в качественном образовании субъектами в решении различных вопросов функционирования и развития отрасли; предоставлении представителям общественности возможности ответственно и результативно влиять на образовательную политику, участвовать в принятии управленческих решений, выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

К основным признакам государственно-общественного управления образованием относятся:

- совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;

- процедура принятия решения государственным органом управления образованием Республики Бурятия, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;

- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.

Целями государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия являются нахождение оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении системой образования, построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия призваны способствовать:

- вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики в Республике Бурятия;

- повышению эффективности государственной политики в области образования;

- удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

- реализации прав работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.

Государственно-общественное управление образованием на территории Республики Бурятия развивается на основе принципов:

- законности;

- реализации и защиты прав участников образовательного процесса;

- открытости и гласности;

- свободы и самодеятельности, независимости и паритетности субъектов государственно-общественного управления образованием;

- целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;

- охвата всех уровней управления образованием: республиканского, муниципального, образовательной организации;

- сохранения разумного баланса между государственной и общественной составляющими в системе государственно-общественного управления на всех уровнях управления образованием на территории Республики Бурятия.

5. Формы государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия


Органы государственно-общественного управления образованием создаются на уровне Республики Бурятия (при Министерстве образования и науки Республики Бурятия - уполномоченном органе государственной власти в сфере образования, администрациях муниципальных образований и образовательных организаций).

В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием руководствуются общими целями, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в разделе 4 настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.

Одной из форм государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия является государственно-общественный совет по управлению образованием при Министерстве образования и науки Республики Бурятия (далее - Совет) - коллегиальный совещательный орган, создаваемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия.

В Совет могут входить участники образовательного процесса и (или) их представители, представители органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, а также представители общественности.

Совет обеспечивает согласованные действия Министерства образования и науки Республики Бурятия, администраций муниципальных образований, образовательных организаций, общественных, профессиональных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Республики Бурятия.

Целью деятельности государственно-общественного совета управления образованием Республики Бурятия является консолидация общественного и научного потенциала Бурятии для поддержки развития системы образования республики, выработки предложений для формирования стратегических направлений развития образования Республики Бурятия, а также обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»