ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 года N 498-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений правительства ЕАО
от 31.10.2013 N 572-пп, от 20.05.2014 N 252-пп,
от 23.12.2014 N 674-пп)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства ЕАО от 30.09.2014 N 479-пп,
вступившего в силу со дня подписания, но не ранее 1 января 2015 года.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 19.08.2013 N 385-пп "Об утверждении перечня государственных программ Еврейской автономной области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Экология Еврейской автономной области" на 2014 - 2025 годы.
2. Признать утратившими силу следующие постановления правительства Еврейской автономной области:
- от 05.10.2011 N 480-пп "Об областной целевой программе "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы";
- п. 3 постановления правительства от 20.03.2012 N 109-пп "О Порядке проведения в 2012 - 2016 годах конкурсов экологических проектов в целях предоставления субсидий за счет средств областного бюджета";
- от 22.05.2012 N 226-пп "О внесении изменений и дополнения в областную целевую программу "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.10.2011 N 480-пп";
- от 28.09.2012 N 518-пп "О внесении изменения в областную целевую программу "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.10.2011 N 480-пп "Об областной целевой программе "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы";
- от 29.10.2012 N 613-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.10.2011 N 480-пп";
- от 18.12.2012 N 758-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.10.2011 N 480-пп";
- от 07.05.2013 N 212-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.10.2011 N 480-пп";
- от 18.10.2011 N 511-пп "Об утверждении областной целевой Программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Еврейской автономной области" на 2012 - 2025 годы";
- от 24.07.2012 N 363-пп "О внесении изменения в областную целевую Программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Еврейской автономной области" на 2012 - 2025 годы", утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 18.10.2011 N 511-пп";
- от 14.12.2012 N 715-пп "О внесении изменений в областную целевую Программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Еврейской автономной области" на 2012 - 2025 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 18.10.2011 N 511-пп";
- от 28.10.2011 N 518-пп "Об областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы";
- от 28.09.2012 N 514-пп "О внесении изменений в постановление правительства Еврейской автономной области от 28.10.2011 N 518-пп "Об областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы";
- от 29.10.2012 N 597-пп "О внесении изменения в постановление правительства Еврейской автономной области от 28.10.2011 N 518-пп "Об областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы";
- от 28.11.2012 N 658-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.10.2011 N 518-пп "Об областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы";
- пункт 2 постановления правительства от 19.02.2013 N 57-пп "О внесении изменений в некоторые постановления правительства Еврейской автономной области";
- постановление правительства Еврейской автономной области от 10.12.2013 N 644-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.10.2011 N 518-пп "Об областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы".
(абзац введен постановлением правительства ЕАО от 20.05.2014 N 252-пп)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора Еврейской автономной области Антонова Г.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу 1 января 2014 года.
Вице-губернатор области
Г.А.АНТОНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений правительства ЕАО
от 31.10.2013 N 572-пп, от 20.05.2014 N 252-пп,
от 23.12.2014 N 674-пп)
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 23.12.2014 N 674-пп)
Наименование государственной программы | "Экология Еврейской автономной области" на 2014 - 2025 годы (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области |
Соисполнители государственной программы | Управление лесами правительства Еврейской автономной области, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области |
Структура государственной программы (подпрограммы) | "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Еврейской автономной области", "Охрана окружающей среды Еврейской автономной области", "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" |
Цель государственной программы | Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в Еврейской автономной области |
Задачи государственной программы | 1. Снижение негативного влияния отходов на окружающую среду. 2. Изучение и сохранение природно-ресурсного потенциала Еврейской автономной области. 3. Повышение уровня экологической культуры населения Еврейской автономной области |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Основные целевые индикаторы представлены в таблице 1 |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2025 годы |
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей подпрограммы | Объем финансирования программных мероприятий - 1678601,1 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 406396,2 тыс. руб.; - средства федерального бюджета - 211504,9 тыс. руб.; - средства бюджетов муниципальных образований - 25000,0 тыс. руб.; - средства внебюджетных источников - 1035700,0 тыс. руб. 2014 год - 9014,8 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 5856,2 тыс. руб.; - средства федерального бюджета - 2858,6 тыс. руб.; - средства внебюджетных источников - 300,0 тыс. руб. 2015 год - 205454,4 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 5700,0 тыс. руб.; - средства федерального бюджета - 199554,4 тыс. руб.; - средства внебюджетных источников - 200,0 тыс. руб. 2016 год - 14991,9 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 5700,0 тыс. руб.; - средства федерального бюджета - 9091,9 тыс. руб.; - средства внебюджетных источников - 200,0 тыс. руб. 2017 год - 11900,0 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 11900,0 тыс. руб. 2018 год - 11240,00 тыс. руб.: - средства областного бюджета - 11240,0 тыс. руб. 2019 - 2025 годы - 1426000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - размещение до 1000 тыс. куб. м твердых бытовых и промышленных отходов; - переработка до 200 тыс. куб. м твердых бытовых и промышленных отходов в год; - утилизация медицинских отходов - не менее 1 тыс. тонн в год; - создание условий для утилизации ртутьсодержащих отходов от населения Еврейской автономной области (ежегодно до 25 тыс. штук); - разработка проектно-сметных документаций по 1 объекту, способствующему снижению негативного влияния паводков и наводнений на экологическую ситуацию в Еврейской автономной области; - проведение оценки состояния, динамики изменений количества редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира; - обеспечение охраны объектов животного и растительного мира и среды обитания (произрастания); - повышение экологической культуры населения Еврейской автономной области; - укрепление технической оснащенности областных государственных автономных учреждений, выполняющих работы по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Еврейской автономной области". |
За последние 5 лет в Еврейской автономной области (далее - область) сохраняется удовлетворительная экологическая ситуация.
Вместе с тем остаются нерешенными ряд экологических проблем, одной из которых является проблема, связанная с обезвреживанием и переработкой твердых бытовых и промышленных отходов (далее - ТБ и ПО).
Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Негативное воздействие отходов выражается в поступлении в природную среду вредных химических веществ, ведущих к загрязнению почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха.
В населенных пунктах Еврейской автономной области неудовлетворительно решаются вопросы очистки от скапливающегося мусора, сбора, утилизации и размещения ТБ и ПО, вследствие чего ухудшается санитарно-гигиеническое состояние территорий населенных пунктов.
В настоящее время одной из первоочередных задач становится создание комплексных систем управления отходами. Основа комплексного управления отходами состоит в том, что отходы, которые состоят из различных компонентов, в идеале не должны смешиваться, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологическими способами.
Проблема обращения с ТБ и ПО усложняется тем, что:
- объем отходов постоянно возрастает как на душу населения, так и в абсолютных величинах;
- состав отходов усложняется, так как появляется все большее количество экологически опасных компонентов;
- появляются новые технологии по переработке твердых отходов, включающие системы разделения отходов, мусоросжигающие заводы и полигоны захоронения отходов, вследствие чего возрастает цена утилизации отходов;
- сбор и переработка отходов требует крупных инвестиций;
- не достаточная экологическая культура населения.
Сложившаяся система обезвреживания ТБ и ПО в области основана на захоронении подавляющего большинства отходов на свалках.
В области имеется 70 санкционированных свалок. Свалки не оборудованы должным образом, не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, экологическому законодательству. Свалки занимают земельные участки общей площадью 69,2 га.
Места свалок являются весьма благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры (брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и т.д.) и даже средой для развития паразитической микрофауны и макрофауны.
Складирование отходов без учета требований и приемов экологической биотехнологии вызывает выделение вредных химических веществ (сероводород, индол, скатол и т.п.). Распространяющиеся растворы, содержащие вредные химические и биохимические препараты, загрязняют почвенный слой, попадают в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.
Зачастую из-за несоблюдения противопожарных мероприятий эксплуатирующими организациями в местах размещения бытовых отходов происходит возгорание мусора, в результате чего выделяются высокотоксичные вещества.
Помимо экологических аспектов проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются значительными источниками сырьевых ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов, энергии и, как следствие, бюджетных средств.
Около 20 процентов объема твердых бытовых отходов составляют отходы упаковочного материала, которые представляют собой ценное вторичное сырье, которое после сортировки и последующей переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот для производства товаров народного потребления.
Организованного извлечения вторсырья из собираемого мусора не производится, так как система раздельного сбора мусора в области отсутствует.
Отсутствие мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий и обустроенных полигонов для промышленных отходов приводит к несанкционированному размещению опасных промышленных отходов, образованию стихийных свалок на берегах водоемов, в лесополосах, на пустующих землях сельскохозяйственного назначения.
Одним из нерешенных вопросов является загрязнение окружающей среды ртутьсодержащими отходами.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводит ограничения на оборот ламп накаливания. С 01.02.2011 к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 01.01.2014 может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Принимаемые меры приведут к резкому увеличению спроса на энергосберегающие лампы. Каждая лампа содержит от 20 до 300 мг ртути.
Отработанные энергосберегающие (компактные люминесцентные лампы), другие ртутьсодержащие лампы (люминесцентные, неоновые, бактерицидные), приборы с ртутным заполнением относятся к отходам первого класса опасности и подлежат утилизации на специальном оборудовании.
На сегодняшний день на территории области существует два предприятия, осуществляющие сбор ртутьсодержащих ламп на основании соответствующей лицензии.
Если сбор от предприятий и организаций области в основном налажен, то сбор ртутьсодержащих ламп и приборов от населения остается большой проблемой.
Существенное негативное влияние на экологическую ситуацию в области оказывают паводки и наводнения. В результате смыва с селитебных территорий отходов производства и потребления, с сельскохозяйственных угодий и огородов - удобрений и ядохимикатов происходит физическое и химическое загрязнение поверхностных вод. Наблюдается интенсивное разрушение берегов и изменения русловых процессов. Это приводит к ухудшению условий жизнедеятельности в населенных пунктах, подверженных негативному воздействию вод рек.
Особенно сложная водохозяйственная ситуация наблюдалась в 2013 году.
Поселок Тукалевский расположен в непосредственной близости от берега реки Большая Бира и не имеет противопаводковой защиты. Подтопление поселка происходит один раз в 4 - 5 лет.
Для защиты села Преображеновка Ленинского района от паводковых вод ручья Буркали в 1984 году хозяйственным способом построена дамба. В результате интенсивных дождей гребень дамбы частично разрушился, наибольшие разрушения гребня выявлены в местах активного действия волновых процессов. Разрушения установлены на 30 процентах дамбы.
Во время наступления паводков южная часть села Преображеновка подтапливается.
Одной из проблем, сопровождающих экономическое развитие и научно-технический прогресс, является уменьшение биологического разнообразия.
В настоящее время основными причинами сокращения видового разнообразия являются:
- уничтожение, разрушение и загрязнение местообитаний;