Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2013 года N 607

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ

(в редакции Постановления Правительства Республики Дагестан от 20.04.2015 N 116)


Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Дагестан и Министерству труда и социального развития Республики Дагестан ежегодно уточнять объемы финансирования Программы с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан и объемов субсидий, выделяемых на реализацию Программы из федерального бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ






Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 21 ноября 2013 года N 607

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 20.04.2015 N 116)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ

Наименование Программы

-

государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Основания разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Дагестан;
Министерство образования и науки Республики Дагестан;
Министерство культуры Республики Дагестан;
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан;
Министерство печати и информации Республики Дагестан;
Агентство по транспорту и дорожному хозяйству Республики Дагестан;
органы местного самоуправления (по согласованию)

Цель Программы

-

обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Республике Дагестан

Задачи Программы

-

совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Дагестан;
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Дагестан;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Дагестан

Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;
принятие нормативного правового акта Республики Дагестан о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Республике Дагестан;
доля базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве этих общеобразовательных организаций;
доля учреждений среднего профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений среднего профессионального образования в Республике Дагестан;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, в Республике Дагестан;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан

Сроки и этапы реализации Программы

-

2013-2015 годы.
Программа реализуется в два этапа: первый этап - 2013 год;
второй этап - 2014-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования реализации Программы составляет 457590,81 тыс. рублей (в том числе 6084,56 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на текущее финансирование деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан), из них:
в 2014 году - 171590,81 тыс. рублей (в том числе 6084,56 тыс. рублей за счет текущего финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан);
в 2015 году - 286000,00 тыс. рублей; общий объем средств федерального бюджета (прогноз) - 356784,37 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 85084,37 тыс. рублей;
в 2015 году - 271700,00 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации (прогноз), - 74960,50 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 25560,50 тыс. рублей;
в 2015 году - 49400,00 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством спорта Российской Федерации (прогноз), - 8024,77 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 2324,77 тыс. рублей;
в 2015 году - 5700,00 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (прогноз), - 273799,10 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 57199,10 тыс. рублей;
в 2015 году - 216600,00 тыс. рублей;
объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 86362,97 тыс. рублей (в том числе текущего финансирования - 6084,56 тыс. рублей), из них:
в 2014 году - 76562,97 тыс. рублей (в том числе текущего финансирования - 6084,56 тыс. рублей);
в 2015 году - 9800,00 тыс. рублей;
объем средств бюджетов муниципальных образований - 14443,47 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 9943,47 тыс. рублей;
в 2015 году - 4500,00 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта для инвалидов и других МГН в Республике Дагестан;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;
создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов;
преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе


1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Республике Дагестан в настоящее время проживает около 260 тыс. инвалидов (из них более 32 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 9 процентов от общей численности населения республики.

В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и другими организациями независимо от организационно-правовых форм проводится определенная работа по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения в городах и районах.

Согласно представленной органами исполнительной власти Республики Дагестан информации многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.

Систему социальной защиты населения республики составляют 205 учреждений, размещающихся в 310 зданиях, большинство из которых не в полной мере адаптировано для беспрепятственного посещения их инвалидами и другими маломобильными группами населения. Только 70 процентов объектов (от общей численности) доступны, условно доступны или частично доступны для всех категорий инвалидов (доступны специально выделенные зоны и участки объектов, созданы адаптированные места приема граждан).

Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.

Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 1453 учреждениями. Всего учреждения здравоохранения республики имеют в своем составе 2833 здания, из которых только 35 процентов оборудовано специальными устройствами для инвалидов (пандусными съездами, поручнями, перилами, подъемными лифтами). В большей части в зданиях учреждений санитарно-гигиенические зоны не оснащены вспомогательными средствами для обслуживания инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.

Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:

недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;

отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;

недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов;

необходимость открытия специального (коррекционного) учреждения VI вида для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, V вида - для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения в республике на момент разработки Программы на начало 2013 года составила 3,4 процента. Невысокий уровень данного показателя связан как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов.

В связи с этим одним из основных направлений деятельности остается содействие открытию на базе действующих государственных и муниципальных спортивных школ и клубов отделений и групп для занятий лиц с ограниченными физическими возможностями.

В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений, 4 библиотеки, 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики, 15 концертных организаций, 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования, Республиканский учебно-методический центр, Республиканский дом народного творчества. Из них на сегодняшний день приспособлены для инвалидов и других маломобильных групп населения всего 13 учреждений (оборудованы пандусами, поручнями и перилами входы в здания и внутренние помещения).

Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам, в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо предусмотреть в театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.

Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для маломобильных групп населения. Общественный транспорт не оборудован специальными устройствами для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения. В связи с этим необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта.

Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов является:

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;

негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.

Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.

Программа призвана обеспечить комплексный подход в реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранении, образовании, социальной защите населения, физической культуре и спорте, культуре, транспортной инфраструктуре, информации и связи, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Программой предусмотрена реализация мер по устранению сохраняющихся барьеров, препятствующих повышению доступности и расширению спектра социальных услуг для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения, а также по оборудованию учреждений здравоохранения приспособлениями, устраняющими барьеры на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении данных учреждений (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху).

Также предусмотрена реализация необходимых мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с детьми, не имеющими отклонений в развитии, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

В Программу включены мероприятия:

по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в целях обеспечения доступа инвалидов к занятиям физической культурой и спортом (приобретение специализированного оборудования для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений);

по адаптации учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности для обеспечения доступа к учреждениям культуры и информационному пространству.

Предусмотрено также оснащение государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Республиканская специальная библиотека для слепых" вспомогательными средствами, специальной литературой для инвалидов по зрению, в том числе справочно-информационной и художественной.

При реализации мероприятий Программы планируется модернизация подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме того, будут приняты меры по оборудованию аэропорта, автовокзалов, остановочных станций и пешеходных путей с учетом требований доступности.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Указом Президента Республики Дагестан от 2 июня 2009 года N 117 образован Совет при Президенте Республики Дагестан по делам инвалидов, в состав которого входят представители общественных организаций инвалидов Республики Дагестан.

Приняты постановления Правительства Республики Дагестан от 10 октября 2013 года N 475 "О Координационном совете по вопросам реализации органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и общественными организациями инвалидов нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" и от 30 января 2014 года N 28 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Дагестан".

В соответствии с указанными постановлениями и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" в республике проведена работа по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры с привлечением региональных общественных организаций инвалидов и их структурных подразделений в муниципальных районах и городских округах республики. Данная работа основана на материалах, подготавливаемых территориальными рабочими группами в процессе паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг, осуществляемой на территории соответствующего муниципального образования. Общее количество приоритетных объектов по итогам паспортизации составило 556 объектов. Планируемое количество доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов по состоянию на 31 декабря 2014 года по итогам реализации Программы за 2014 год составляет 167 объектов, 30 процентов от общего количества приоритетных объектов.

В 2015 году планируется проведение работ по адаптации 83 объектов. В результате количество доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов по состоянию на 31 декабря 2015 года на момент окончания действия Программы составит 250 объектов, 45 процентов от общего количества приоритетных объектов.

С проведением паспортизации осуществляется работа по занесению информации на интерактивную карту доступности согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения". В этих целях Министерством труда и социального развития Республики Дагестан проведено обучение специалистов управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях по размещению информации о доступности объектов социальной инфраструктуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Управления социальной защиты населения получили логин и пароль для доступа к информационному порталу "Жить вместе", на котором размещается информация о доступности объектов.

При этом основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных на интерактивную карту доступности, является Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, сформированный на основании Анкеты (информации об объекте социальной инфраструктуры), полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры, а также Акта обследования объекта социальной инфраструктуры.

На интерактивной карте отражается следующая информация:

наименование объекта и его расположение;

состояние доступности основных структурно-функциональных зон объекта;

об адаптации объекта;

об адаптированном общественном транспорте до объекта.

Программой предусмотрено проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение соответствующих организационно-распорядительных документов, регулирующих порядок реализации настоящей работы.

Использование программно-целевого планирования позволит аккумулировать средства консолидированного бюджета Республики Дагестан (в том числе муниципальных бюджетов Республики Дагестан), а также привлечь средства федерального бюджета. Программой предусмотрены мероприятия, требующие финансирования в виде субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан в 2014-2015 годах в размере 356784,37 тыс. рублей.

Характер Программы связан с рядом следующих рисков при ее реализации:

отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;

недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»