ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 декабря 2013 года N 3234-ОЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ
(в редакции законов Вологодской области от 04.11.2014 N 3458-ОЗ, от 20.10.2016 N 3991-ОЗ, от 28.12.2016 N 4075-ОЗ)
Принят
Постановлением
Законодательного Собрания
Вологодской области
от 27 ноября 2013 года N 802
Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Вологодской области на 2014 - 2016 годы.
Настоящий закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
г. Вологда
11 декабря 2013 года
N 3234-ОЗ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ
(в редакции законов Вологодской области от 04.11.2014 N 3458-ОЗ, от 20.10.2016 N 3991-ОЗ, от 28.12.2016 N 4075-ОЗ)
Валовой региональный продукт вырос с 213.4 млрд. рублей в 2009 году до 351.3 млрд. рублей в 2012 году, в сопоставимых ценах - в 1.2 раза. В 2013 году - 352.7 млрд. рублей.
Объем отгруженной промышленной продукции увеличился с 259.9 млрд. рублей в 2009 году до 419.6 млрд. рублей в 2012 году, рост в 1.2 раза (в сопоставимых ценах). В 2013 году рост оценивается на уровне 101.5%. Доля металлургического производства в общем объеме продукции промышленности снизилась с 54.0% в 2010 году до 52.0% в 2012 году. В 2013 году - 50.0%.
Среднемесячная начисленная заработная плата выросла в 2012 году по сравнению с 2009 годом в 1.4 раза - с 16.6 тыс. рублей до 22.6 тыс. рублей (в реальном выражении - на 12.7%). В 2013 году - 24.9 тыс. рублей.
Среднедушевые доходы за аналогичный период увеличились в 1.5 раза - с 12.2 до 18.3 тыс. рублей (в реальном выражении - на 21.4%). В 2013 году - 20.9 тыс. рублей.
С 18.2% в 2009 году до 13.5% в 2012 году сократилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2013 году - 13.4%.
Ожидаемая продолжительность жизни населения увеличилась с 67.4 лет в 2009 году до 69.2 лет в 2012 году. В 2013 году составит 69.5 лет.
Важнейшим результатом реализации демографической политики стал рост рождаемости - в 2012 году в области родились 16.7 тыс. детей, на 10.6% больше, чем в 2009 году. Общий коэффициент рождаемости в 2012 году составил 14 человек в расчете на 1000 жителей (в 2009 году - 12.4 человека). Это лучшее значение показателя за последние 20 лет. В 2013 году ожидается рождение 16.7 тысячи детей.
Демографическая политика, проводимая в области, направлена на стимулирование рождаемости, снижение смертности и оптимизацию миграционных процессов и осуществляется в рамках выполнения плана мероприятий по реализации в Вологодской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года.
Законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в форме единовременной денежной выплаты в размере 100 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Численность населения области на 1 января 2013 года составила 1196.2 тыс. человек. За последние три года (в том числе под влиянием естественной убыли) она уменьшилась на 12.2 тыс. человек, или на 1%.
Миграционная составляющая не оказывает существенного влияния на изменение численности населения области. За 2010 - 2012 годы в области наблюдался небольшой миграционный отток - 1.8 тыс. человек. В процессе урбанизации и под влиянием естественной убыли доля городского населения увеличилась за эти годы с 70 до 71.3%, сельского населения снизилась с 30 до 28.7%.
На 1 января 2013 года в области функционировали 105 учреждений здравоохранения.
С целью улучшения качества медицинской помощи и обновления материально-технической базы учреждений здравоохранения на территории области в 2011 - 2013 годах реализуется Программа модернизации здравоохранения области. За период реализации Программы модернизации (по состоянию на 1 октября 2013 года) отремонтировано 212 объектов в 66 учреждениях здравоохранения, закуплено 1303 единицы медицинского оборудования, в том числе 133 автомашины санитарного транспорта.
В целях снижения смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний в 2009 - 2012 годах проводилась работа по внедрению стандартов оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения в учреждениях здравоохранения области (18 стандартов в 36 учреждениях здравоохранения).
В 2012 году создан региональный сосудистый центр на базе государственного учреждения здравоохранения "Вологодская областная больница N 1". В результате принимаемых мер за 2010 - 2012 годы отмечается снижение смертности от болезней системы кровообращения на 4.5%, с 935.2 до 893.3 случая на 100 тыс. населения.
В целях снижения смертности от злокачественных новообразований в области велась работа, направленная на раннее выявление онкологических заболеваний, выявление видимых локализаций злокачественных новообразований. В результате принимаемых мер с 2009 года отмечается снижение показателя одногодичной летальности на 2% и выявление заболеваний на поздней стадии на 2%.
Функционируют травматологические центры. За 2012 год в травмацентрах в результате принимаемых мер летальность составила 5.0%, что в 1.4 раза меньше, чем в целом по России.
В целом число умерших по области в сравнении с 2009 годом сократилось на 15.2%, а уровень общей смертности составил 15.1 на 1000 жителей (2009 год - 16.2 человека), но при этом 26% от всех умерших в области - люди трудоспособного возраста.
За последние три года в регионе проводились мероприятия, направленные на снижение смертности в трудоспособном возрасте. Среди них - мероприятия по повышению эффективности медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, по улучшению охраны труда, по своевременному выявлению и лечению сердечно-сосудистых и других заболеваний.
Прогнозируемое в дальнейшем сокращение численности трудоспособного населения может привести к нарастающему дефициту квалифицированных кадров, что вкупе со структурным несоответствием имеющихся в области квалификаций запросам социально-экономического развития, а также имеющейся системы профессионального образования современным квалификационным требованиям и стандартам рынка труда негативно может повлиять на конкурентоспособность экономики Вологодской области.
Комплексный подход к формированию трудовых ресурсов гарантирует стабильность на рынке труда. Рынок труда области в течение последних трех лет восстанавливался после кризисных явлений 2008 - 2009 годов.
На федеральном и региональном уровнях были приняты меры по снижению напряженности на рынке труда в условиях кризисных явлений.
С конца 2009 года определилась устойчивая тенденция к снижению напряженности на рынке труда. За период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года численность безработных граждан снизилась в 2.6 раза, с 24.6 до 9.5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3.7% до 1.5% численности экономически активного населения. На каждую заявленную вакансию пришлось по одному незанятому трудовой деятельностью из числа состоящих на регистрационном учете в службе занятости населения. Уровень общей безработицы в 2012 году в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) составил 5.8%.
В настоящее время рынок труда стабилен. В 2013 году уровень регистрируемой безработицы оценивается в размере 1.6% к численности экономически активного населения.
Тем не менее риски обострения ситуации на рынке труда области существуют. Ряд организаций области находится в сложном финансовом состоянии и не может гарантировать полную занятость работников.
Основными характеристиками текущего состояния сферы образования области являются доступность образовательных услуг для детей и молодежи области, качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования.
За последние три года произошли значительные изменения в структуре сети образовательных учреждений. Изменения вызваны прежде всего оптимизацией образовательной среды. Так, сократилось число:
1) детских садов - с 540 до 526,
2) общеобразовательных учреждений - с 537 до 494,
3) учреждений дополнительного образования - с 78 до 70.
Однако контингент образовательных учреждений ежегодно растет. Это является результатом выполнения в 2010 - 2012 годах мероприятий долгосрочных целевых программ "Инвестиции в объекты капитального строительства на 2010 - 2013 годы и перспективу до 2020 года", "Развитие системы образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы", "Реконструкция и строительство детских садов на территории Вологодской области" на 2012 - 2020 годы, "Безбарьерная среда" на 2010 - 2014 годы и осуществления Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области. Так, с 2010 по 2012 годы число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличилось на 4.6 тыс. человек, все дети в возрасте 3 - 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Развиваются вариативные образовательные услуги в сфере дошкольного образования:
1) в муниципальных образованиях на базе различных образовательных учреждений действуют группы кратковременного пребывания (прогулочные группы, группы подготовки к школе для детей 5 - 7 лет, центры игровой поддержки ребенка, адаптационные группы и др.), которые посещали 568 детей;
2) группы семейного воспитания, группы присмотра и ухода, организованные индивидуальными предпринимателями, которые посещали 610 детей.
Число школьников за три года увеличилось на 2.9 тыс. человек.
В целях обеспечения доступности информации о деятельности образовательных учреждений все общеобразовательные учреждения области имеют свои сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во всех общеобразовательных учреждениях области созданы органы государственно-общественного управления.
Произошло изменение числа и статуса учреждений начального профессионального образования - с 32 до 8 в связи с закрытием ряда неэффективных учреждений начального профессионального образования, объединением учреждений начального (далее - НПО) и среднего (далее - СПО) профессионального образования, преобразованием учреждений НПО в учреждения СПО.
С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в региональной системе профессионального образования проведены мероприятия по присоединению учреждений НПО к учреждениям СПО.
Сеть подведомственных области учреждений профессионального образования с 1 сентября 2013 года включает 28 учреждений СПО.
Количественные изменения в сети учебных заведений обусловлены также процессами их оптимизации и реорганизации, демографической ситуацией, требованиями экономики (за последние 3 года в учреждениях СПО региона по заявкам работодателей открыты 35 новых профессий и специальностей, в том числе новых для региона - 11).
В целях кадрового обеспечения отраслей экономики области созданы 20 ресурсных центров в структуре учреждений СПО, которые охватывают все основные отрасли экономики и ориентированы на подготовку кадров в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития области.
Несмотря на снижающийся уровень бедности, получателями различных мер социальной поддержки в области ежемесячно являются более 470 тыс. человек, единовременно или один раз в год - более 160 тыс. граждан.
Государственную социальную помощь ежегодно получают более 40 тысяч малоимущих семей.
Сеть учреждений социального обслуживания представлена 96 учреждениями, из них 50 (52.1%) - учреждения с круглосуточным пребыванием людей.
В целях улучшения материального положения семей и стимулирования их к самообеспечению с 2011 года используется новый механизм оказания государственной социальной помощи - помощи на основании договора о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения (социальный контракт).
В 2012 году данный механизм применялся во всех муниципальных районах области, количество семей, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, возросло в два раза относительно 2011 года и составило 80 семей.
Приоритетным направлением социального обслуживания является надомное обслуживание. В 2012 году более 10 тысяч пожилых людей и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию, получали социальную помощь на дому, что позволило им продолжить проживание в привычных домашних условиях. На 1 января 2013 года очередь на надомное обслуживание ликвидирована.
В 2012 году особое внимание уделялось доступности социальных услуг сельским жителям. В настоящее время деятельностью социальных участковых работников охвачено 80% отдаленных сельских населенных пунктов.
Принимаемые меры обеспечивают потребность граждан в социальном обслуживании, однако остается нерешенной проблема сокращения очередности в дома-интернаты. На 1 сентября 2013 года на учете для определения в дома-интернаты состоит 520 человек, в том числе в психоневрологические интернаты - 338 человек.
Повышение уровня занятости способствует росту благосостояния населения.
Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшилась на 4.7% и составила в 2012 году 13.5%, в 2013 году - 13.4%.
Среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом выросла в номинальном выражении на 36.7%, в реальном (с учетом роста потребительских цен) - на 12.7% и составила в 2012 году 22649 рублей. В 2013 году оценивается в размере 24903 рублей.
Реализация с 2011 года мероприятий программ модернизации здравоохранения, системы образования и поручений Президента Российской Федерации о поэтапном повышении заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" существенно отразилась на темпах роста заработной платы в образовании и здравоохранении. Так, заработная плата в образовании за три года выросла на 36.0% и в 2012 году составила 14049 рублей (62.0% относительно среднеобластного уровня), в здравоохранении - на 34.6% и составила 16395 рублей (72.0% относительно среднеобластного уровня).