Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 26 ноября 2019 года)



1. Характеристика сферы реализации государственной программы, ее текущего состояния, описание основных проблем и прогноз ее развития


Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" и Постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 августа 2015 года N 202 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Северная Осетия-Алания" и от 1 августа 2017 года N 293 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Северная Осетия-Алания". Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.


(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 N 399)


Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в части инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности промышленности, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.


Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. С передачей отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации возникает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.


Несмотря на изменения в лесном законодательстве, произошедшие за последние годы, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части лесоуправления, уточнения перечня видов и режимов использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, а также доработки действующих и разработки новых нормативных правовых актов.


Лесное хозяйство в Российской Федерации продолжает во многом оставаться отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных научно-технических достижений.


В лесном хозяйстве Республики Северная Осетия-Алания также накопились системные проблемы, решение которых требует межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе целевых установок и вытекающих из них задач.


Низкий уровень использования лесов на территории республики является одной из проблем для организации комплексного освоения лесов.


При прогнозируемом на период реализации программы предельном объеме заготовки древесины 55,2 тыс. куб. метров в год доля ее фактической заготовки при сохранении текущей ситуации составит не более 81,9 процента.


(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 N 399)


Повреждения лесов и потери лесных ресурсов от вредителей и болезней составляют около 30 га за счет сплошных рубок. Основными факторами, вызывающими ослабление и гибель лесных насаждений, являются неблагоприятные почвенно-климатические воздействия (затопление, ветровалы, снеголомы).


Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного надзора на региональном уровне. Несвоевременное принятие оперативных мер по усилению системы государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах приведет к значительному увеличению количества случаев нарушения требований лесного законодательства и объемов незаконных рубок лесных насаждений.


Снижение объемов лесовосстановления может принести реальную угрозу потенциалу будущих лесов, значительно ухудшить возможность повышения устойчивости лесных насаждений. В связи с этим объем лесовосстановления (искусственное лесовосстановление, комбинированное лесовосстановление, содействие естественному лесовосстановлению) в лесном фонде на территории республики за период с 2007 - 2012 годы поддерживается в стабильном состоянии и составляют: в 2007 г. - 100 га, в 2008 г. - 100 га, в 2009 г. - 49 га, в 2010 г. - 49 га, в 2011 г. - 49 га, в 2012 г. - 161,2 га.