Костромская область расположена на севере Центрального федерального округа. На территории области (60,2 тыс. кв. км) проживает 666,3 тыс. человек. В результате средняя населенность области составляет 11,1 чел./кв. км и является наиболее низкой в ЦФО. Плотность железных дорог составляет 18,3 километра на 1 000 кв. км, автомобильных с твердым покрытием - 98,2 километра на 1 000 кв. км. Густонаселенные районы сосредоточены на юго-западе области, в то время как малонаселенные - на севере и северо-востоке. В сельской местности проживает 32% населения области, вследствие чего значительная часть территории области освоена слабо.
Уровень антропогенного воздействия на природную среду в районах области неравномерен, что определено распределением по территории производственных мощностей, предприятий промышленности и сельского хозяйства. Анализ основных показателей экологического состояния территории: объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, наличие экологически опасных производств, лесистости территории позволил произвести дифференциацию районов по экологическому состоянию.
К наиболее благополучным по экологическим показателям относятся муниципальные образования: Макарьевский муниципальный район, Поназыревский муниципальный округ, Октябрьский муниципальный район, Пыщугский муниципальный округ, Вохомский муниципальный район, Галичский муниципальный район, Кадыйский муниципальный район, Кологривский муниципальный округ, Межевской муниципальный округ, Солигаличский муниципальный округ и Мантуровский муниципальный округ.
(в ред. постановления губернатора Костромской области от 01.11.2023 N 189)
Средним уровнем антропогенной нагрузки характеризуются территории муниципальных образований: Костромской муниципальный район, Шарьинский муниципальный район, Буйский муниципальный район, Островский муниципальный округ, Павинский муниципальный округ, Парфеньевский муниципальный округ, Сусанинский муниципальный район и Нейский муниципальный округ.
(в ред. постановления губернатора Костромской области от 01.11.2023 N 189)
Более высоким по сравнению с остальными муниципальными образованиями Костромской области уровнем антропогенной нагрузки характеризуются муниципальные образования: Красносельский муниципальный район, Судиславский муниципальный район, Чухломский муниципальный район и муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район. В данных муниципальных образованиях наиболее остро стоит проблема утилизации и захоронения отходов производства и потребления, загрязнения поверхностных вод, проблема обеспечения населения качественной питьевой водой.
(в ред. постановления губернатора Костромской области от 14.11.2019 N 208)
Важнейшая составляющая часть животного мира - охотничье-промысловые животные, на использовании которых базируется охотничье хозяйство. Охотничье-промысловые животные являются самовозобновляемым ресурсом, который при сохранении естественных условий природной среды может быть по-настоящему неистощимым. Разработка принципов и механизмов неистощительного использования охотничьих животных всегда была актуальна как с экологических природоохранных, так и экономических позиций. Осуществление различных видов хозяйственной деятельности связано с освоением природных ресурсов, строительством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сооружением объектов транспорта, связи, развитием горнодобывающей промышленности и другими действиями, которые могут привести к качественному изменению среды обитания животных, обеднению состава фауны, нарушению миграционных процессов, снижению темпов размножения и прироста различных видов животных, а в конечном итоге - к их гибели. Происходит это как непосредственно на территориях, подвергнутых антропогенному воздействию, так и на прилежащих к ним участках.
Общепризнанным фактом является то, что различные виды хозяйственной деятельности влияют на среду обитания (угодья) и непосредственно на самих зверей и птиц. В связи с особенностями популяционной организации живых организмов изменение мест их обитания сказывается не только на животных, населяющих непосредственно трансформированную территорию, но и на всей популяции в целом. Сокращение площади обитания или возникающая фрагментация ареалов ведет к снижению потенциальных возможностей восстановления численности, что увеличивает вероятность гибели животных, в дальнейшем - даже без прямого преследования их человеком. При этом изъятие одних территорий не влечет катастрофических негативных последствий для отдельных групп животных, в то же время изъятие других, аналогичных по площади первым, но имеющих определяющее значение для жизни (места размножения, зимовок, миграционные пути), ведет к стремительному сокращению численности и угасанию популяции, то есть к исчезновению животных не только как объектов эксплуатации, но и вообще как представителей животного мира на данной территории. Антропогенные формы воздействия на среду обитания и животных различаются и по продолжительности воздействия:
бессрочный отвод земель (угодий) производится под промышленные, сельскохозяйственные объекты, городские и поселковые застройки, ложе водохранилищ, каналов, нефте- и газопроводов, автомобильные дороги и прочие хозяйственные застройки и предприятия долгосрочного пользования. Эти территории изымаются и теряют функции среды обитания на весьма длительный срок;
долгосрочный отвод земель (угодий) производится, когда период нарушенности среды обитания достигает 10-25 лет (рубки леса главного пользования, линии электропередач, связи, мелиорируемые земли, карьеры и шахты, отвалы горнорудной промышленности);
среднесрочный отвод земель (угодий) от 5 до 10 лет (под буровые, навигационные установки, вахтовые поселки и прочие сооружения среднесрочного пользования);
краткосрочный отвод угодий - до 5 лет (различные объекты краткосрочного пользования).