ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 декабря 2013 года N 627
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 03.09.2012 N 502 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 01.02.1996 N 246-1 "О культуре", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия", с учетом положений распоряжения Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р и в целях комплексного развития и реализации культурного потенциала республики, сохранения материального и нематериального культурного наследия, создания условий для творческого досуга и художественного самообразования населения, создания единого культурного пространства на территории республики Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 03.09.2013 N 502 "О Государственной программе Республики Бурятия "Культура Бурятии (2013 - 2020 годы)", изложив Государственную программу Республики Бурятия "Культура Бурятии (2013 - 2020 годы)" в новой редакции согласно приложению* к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия - |
*Приложение в электронном виде
_________________
Проект представлен Министерством культуры
тел. 21-49-01
он3
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 04.12.2013 N 627
"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 03.09.2012 N 502
Государственная программа Республики Бурятия "Культура Бурятии"
Таблица 1
Паспорт Государственной программы "Культура Бурятии"
Наименование | Государственная программа Республики Бурятия "Культура | |||||
Ответственн ый | Министерство культуры Республики Бурятия | |||||
Соисполнители | Управление по делам архивов Республики Бурятия; | |||||
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Культурный потенциал Республики Бурятия"; | |||||
Цель | Обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия | |||||
Задачи | 1. Сохранение и развитие культурного потенциала в Республики Бурятия. | |||||
Целевые | - Соотношение количества посещений населением платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры к общему населению. | |||||
Этапы и сроки | Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020 | |||||
Объем | Источники | Общий объем | В том числе | |||
Федеральный | Республиканский бюджет | Местный | Вне бюджет | |||
Всего | 6936900,8 | 933383,8 | 6003517,0 | 0 | 0 | |
2014 год | 871083,0 | 869,2 | 870213,8 | 0 | 0 | |
2015 год | 874687,0 | 42072,3 | 832614,7 | 0 | 0 | |
2016 год | 917370,0 | 83172,3 | 834197,7 | 0 | 0 | |
2017 год | 1339777,7 | 435730,0 | 904047,7 | 0 | 0 | |
2018 год | 1275737,7 | 371540,0 | 904197,7 | 0 | 0 | |
2019 год | 829047,7 | 0 | 829047,7 | 0 | 0 | |
2020 год | 829197,7 | 0 | 829197,7 | 0 | 0 | |
Ожидаемые | В результате реализации Государственной программы к 2020 г. |
Раздел I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития сферы культуры и искусства
Исторически сформированное культурное пространство Республики Бурятия имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения республики.
Современная социокультурная ситуация в Республике Бурятия характеризуется рядом тенденций: политико-экономическими, социально-культурными и технологическими.
Социальная сфера, в частности культура, является одним из элементов целостной социально-экономической системы, определяющей качество жизни граждан. Государственная политика, проводимая в данной области, прежде всего, обеспечивает потребности населения в качественных услугах культуры и духовном развитии.
В рамках сохранения культурного наследия на территории Республики Бурятия функционирует 3 государственных и 14 муниципальных музеев, в которых сосредоточено более 300 тыс. единиц хранения музейных фондов, из них свыше 32 тыс. единиц хранения находится в муниципальных музеях. Ежегодно музеями республики проведено 347 выставок, 580 лекций и 3259 экскурсий, которые посетило 435,4 тыс. человек.
Библиотечный фонд 2 государственных библиотек республики составляет свыше 1,5 млн. книг, в 469 муниципальных библиотеках насчитывается более 4,5 млн. книг. Всего информационно-библиотечным обслуживанием в Республике Бурятия охвачено 401,5 тыс. человек, или 41,3% населения, число посещений библиотек республики составляет 4320,4 тыс., пользователям библиотек выдается более 10,5 млн. документов.
В республике функционируют 7 театрально-концертных учреждений, из них 5 государственных театров, 1 государственная концертная организация и 1 государственный цирк. Ежегодно в театрально-зрелищных учреждениях осуществляется подготовка более 34 новых и капитально возобновленных постановок, общее количество проведенных спектаклей, концертов и мероприятий составляет свыше 1500 в год, число зрителей в течение года составляет более 300 тыс. человек.
В Республике Бурятия функционирует система трехуровневого художественного образования, включающая в себя 2 образовательных учреждения среднего профессионального образования, 59 образовательных учреждений дополнительного художественного образования детей (детских школ искусств, в том числе по видам искусства) (далее - детские школы искусств), ФГОУ ВПО "Восточно-Сибирская академия культуры и искусств". В настоящее время 3775 учащихся обучаются по музыкальным специализациям, 1312 - изобразительному искусству, 1314 - хореографическому искусству, 355 - хоровому пению, 204 - театральному мастерству, 220 учащихся занимаются в классах общеэстетической подготовки, 162 - на фольклорном отделении, 184 - на эстрадном отделении (вокал) и 70 учащихся занимаются цирковым искусством.
В целях развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности работают 466 учреждений культурно-досугового типа, 213 коллективов художественного творчества удостоены званий "народный" и "образцовый" и 3220 клубных формирований с числом участников более 44,0 тыс. человек, или 4,5% от всего населения республики.
Одним из основных направлений государственной политики в сфере культуры является развитие государственной охраны объектов культурного наследия, сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры Республики Бурятия. На территории Республики Бурятия на государственной охране состоят 227 предметов материальной культуры, находящиеся в собственности и использовании религиозных объединений, и 1632 недвижимых объекта культурного наследия (далее - ОКН), среди них: 286 памятников архитектуры, 587 - истории, 755 - археологии и 4 - монументального искусства, 159 объектов относятся к выявленным.
В настоящее время ведутся работы по заключению охранных обязательств с пользователями и собственниками памятников, разрабатываются проекты зон охраны, устанавливаются границы территорий и предметы охраны, изготавливается учетная документация. Из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников проводятся работы по ремонту и реставрации ОКН. При этом сохранность многих объектов оценивается как аварийная и неудовлетворительная. По оценке специалистов более 200 зданий-памятников республики нуждаются в проведении работ по их сохранению.
В тоже время, в сфере культуры и искусства существует ряд проблем. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям, что отрицательно сказалось на состоянии материально-технической базы учреждений культуры. В учреждениях культуры не хватает средств на комплектование библиотечных фондов, на замену изношенного оборудования и музыкальных инструментов, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования, специальных сценических средств, сценической одежды и костюмов. Кроме того, отсутствие сбалансированного подхода в сфере культуры сказывается на обеспечении граждан, а именно:
- недостаточное удовлетворение потребностей населения в качественных и разнообразных услугах культуры;
- отсутствие конкурентоспособного культурного продукта, отражающего региональную специфику, инфраструктуры культурного туризма;
- отсутствие условий для организации гастрольной и выставочной деятельности учреждений профессионального искусства, обеспечивающих равный доступ всех слоев населения к культурным ценностям.
Мероприятия Государственной программы направлены на совершенствование системы управления отраслью и межведомственной координации, повышение эффективности использования ресурсов культуры в целях сохранения культурного наследия, обеспечение условий для развития национальной культуры, сохранение культурного многообразия, содействие активизации населения в участии в культурной жизни, расширение спектра и качества услуг, оказываемых населению республики. Также в рамках Государственной программы предусматривается реализация мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, повышению конкурентоспособности отрасли, увеличению объема платных услуг в сфере культуры.
В качестве основных возможных прогнозов развития сферы культуры Республики Бурятия можно выделить:
- инерционный прогноз, при котором сохранятся все действующие на данный момент тенденции, что приведет к ослаблению государственной политики влияния на ситуацию в сфере культуры за счет исчерпания и выбывания имеющихся ресурсов;
- эволюционный прогноз, при котором за счет совершенствования внутренних механизмов управления удастся модернизировать деятельность в сфере культуры и искусства, добиться создания системы эффективного взаимодействия различных субъектов культурной деятельности, в том числе учреждений федерального, регионального и муниципального уровня и организаций, принадлежащих к различным секторам экономики;
- прогноз "прорыва", при котором за счет осуществления культурно-туристических проектов удастся создать условия для формирования качественных форм досуга, сохранения культурного и исторического наследия, национальных традиций, развитие народного творчества, народных художественных промыслов и существенно повысить уровень инвестиционной привлекательности Республики Бурятия.
Раздел II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы (Основные цели и задачи)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере культуры и искусства:
- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;
- формирование индустрии культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;
- сохранение, развитие и приумножение этнической, конфессиональной и трансграничной культуры народов Республики Бурятия;
- создание открытой и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей равные права доступа всем гражданам Российской Федерации к культурным ресурсам Республики Бурятия в ее движимых и недвижимых памятниках культуры, истории, природы и археологии;
- разработка и реализация межрегиональных (инвестиционных) проектов в сфере культуры и искусства, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;
- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации.
В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является: Обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия.
Исходя из поставленной цели определены следующие первоочередные задачи:
- Сохранение и развитие культурного потенциала в Республики Бурятия;
- Создание благоприятных условий для развития сферы культуры и искусства;
- Повышение эффективности управления в сфере культуры;
- Развитие приоритетных направлений архивного дела в Республике Бурятия.
Реализацию Государственной программы планируется осуществить путем выполнения программных мероприятий, как на республиканском, так и на всех уровнях местного самоуправления.
Мероприятия Государственной программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:
- развитие нормативного правового обеспечения государственной политики в сфере культуры, искусства;
- совершенствование организационной структуры и кадрового, финансового, материально-технического, информационного и ресурсного обеспечения;
- координация и взаимодействие заинтересованных субъектов в реализации государственной политики в области культуры и искусства.
Выбор приоритетных целей Государственной программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.
Раздел III. Прогноз и описание конечных результатов реализации государственной программы (Целевые индикаторы)
В итоге реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты:
- Соотношение количества посещений населением платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры к общему населению достигнет 245,0%;