Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" (с изменениями на: 06.08.2015)

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 22.11.2013 N 427-п)


Программа разработана на основании постановления Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 года N 134-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ставропольского края" и распоряжений Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года" и от 20 сентября 2013 года N 319-рп "Об утверждении перечня государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке".

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 22.11.2013 N 427-п)

Целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи населению Ставропольского края и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Ставропольского края, передовым достижениям медицинской науки. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий и оборудования, а также эффективной лекарственной терапии.

Реализация мероприятий федеральных целевых программ, краевых целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011 - 2013 годы позволили обеспечить устойчивое развитие системы здравоохранения Ставропольского края, преодолеть тенденцию неблагоприятного развития демографических процессов в Ставропольском крае, увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения Ставропольского края и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Ставропольского края в последние годы.

В 2012 году впервые за последние 20 лет в Ставропольском крае число родившихся превысило число умерших, естественный прирост составил 0,7 промилле на 1 тыс. населения Ставропольского края, а уровень общей смертности населения Ставропольского края стал самым низким за последние 10 лет.

Смертность населения Ставропольского края в трудоспособном возрасте за период с 2006 года по 2012 год снизилась на 33,0 процента (с 6,0 до 4,0 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края трудоспособного возраста).

В структуре причин общей смертности населения Ставропольского края в 2011 году превалировали болезни системы кровообращения (в Ставропольском крае - 700,8 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края, в Российской Федерации - 801,0 случая на 100 тыс. населения Российской Федерации), злокачественные новообразования (в Ставропольском крае - 176,4 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края, в Российской Федерации - 206,9 случая на 100 тыс. населения Российской Федерации), травмы и отравления (в Ставропольском крае - 86,7 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края, в Российской Федерации - 158,3 случая на 100 тыс. населения Российской Федерации), болезни органов пищеварения (в Ставропольском крае - 51,3 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края, в Российской Федерации - 62,7 случая на 100 тыс. населения Российской Федерации) и болезни органов дыхания (в Ставропольском крае - 26,5 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края, в Российской Федерации - 56,0 случая на 100 тыс. населения Российской Федерации).

Несмотря на позитивную динамику ряда показателей, медико-демографическая ситуация в Ставропольском крае и состояние системы здравоохранения Ставропольского края характеризуется некоторыми негативными процессами.

Смертность населения Ставропольского края при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) (16,7 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края в 2011 году, 17,5 случая на 100 тыс. населения Ставропольского края в 2012 году) стабильно превышает среднероссийский показатель (13,5 случая на 100 тыс. населения Российской Федерации в 2011 году), несмотря на ежегодное уменьшение числа умерших в учреждениях здравоохранения Ставропольского края от травм, полученных при ДТП. Это связано с ростом числа пострадавших при ДТП и увеличением числа умерших на месте ДТП вследствие полученных тяжелых травм, несовместимых с жизнью.

Уровень младенческой смертности в Ставропольском крае (8,6 случая на 1 тыс. родившихся живыми в 2011 году, 11,0 случая на 1 тыс. родившихся живыми в 2012 году) превышает среднероссийский уровень (7,4 случая на 1 тыс. родившихся живыми в 2011 году).

Число зарегистрированных заболеваний на 1 тыс. населения Ставропольского края значительно меньше, чем по Российской Федерации, Северо-Кавказскому федеральному округу и соседним регионам, что свидетельствует о недостаточной выявляемое патологии вследствие дефицита кадров и диагностического оборудования учреждений здравоохранения Ставропольского края. Так, в Ставропольском крае зарегистрировано заболеваний всего 1108,5 случая на 1 тыс. населения Ставропольского края в 2011 году, 1116,2 случая - в 2012 году (в Российской Федерации - 1604,0 случая на 1 тыс. населения Российской Федерации в 2011 году), впервые в жизни - 579,4 случая на 1 тыс. населения Ставропольского края в 2011 году, 586,5 случая - в 2012 году (в Российской Федерации - 797,4 случая на 1 тыс. населения Российской Федерации в 2011 году).

Обеспеченность врачами учреждений здравоохранения Ставропольского края (34,2 процента на 10 тыс. населения Ставропольского края в 2011 году, 34,4 процента - в 2012 году) ниже, чем в среднем по Российской Федерации (44,0 на 10 тыс. населения Российской Федерации в 2011 году). Укомплектованность штатов учреждений здравоохранения Ставропольского края физическими лицами составляет 67,7 процента, укомплектованность врачебных должностей физическими лицами - 55,2 процента при коэффициенте совместительства 1,5.

В Ставропольском крае имеется дефицит больничных коек пульмонологического, гастроэнтерологического, аллергологического, нефрологического, наркологического, психиатрического профилей для взрослых, а также больничных коек неврологического и хирургического профилей для детей, реанимационных коек и коек патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания).

Назрела необходимость расширения объемов и видов высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), оказываемой учреждениями здравоохранения Ставропольского края. Это потребует внедрения новых лечебно-диагностических и организационных технологий, таких как малоинвазивная хирургия, включая отдельные виды эндоваскулярных вмешательств, микрохирургия, радиохирургия, биотехнологии, генно-инженерные технологии, таргетная терапия и другие.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать комплексному решению проблем: уменьшению периода ожидания на оперативное лечение, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных, снижению уровня инвалидизации населения Ставропольского края.

Также требуется увеличение объема оказания населению Ставропольского края гемодиализной помощи, значение показателя обеспеченности которой в Ставропольского крае ниже значений данных показателей по Российской Федерации, Северо-Кавказскому федеральному округу и Южному федеральному округу.

Несмотря на значительное улучшение состояния материально-технической базы системы здравоохранения Ставропольского края в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011 - 2013 годы, около 90 процентов учреждений здравоохранения Ставропольского края не оснащены медицинским оборудованием. Для проведения оснащения учреждений здравоохранения Ставропольского края медицинским оборудованием потребуется около 4500 млн рублей, а объем средств, выделяемых из краевого бюджета на эти цели в 2013 году, составляет 306 млн рублей, что не позволяет решить указанные проблемы.

В некоторых учреждениях здравоохранения Ставропольского края требуется проведение капитального ремонта, строительство и реконструкция объектов здравоохранения в Ставропольском крае. Потребность в средствах для проведения капитального ремонта объектов здравоохранения в Ставропольском крае составляет - 1104,1 млн рублей, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в Ставропольском крае - 1193,2 млн рублей. В среднесрочной перспективе одним из мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи в Ставропольском крае является проведение капитального ремонта и дополнительное оснащение медицинским оборудованием межмуниципальных медицинских центров для оказания специализированной медицинской помощи больным кардиологического, неврологического, онкологического, хирургического профилей, пострадавшим от травм, а также центров по акушерству и гинекологии, педиатрии.

Не теряет своей актуальности организация льготного лекарственного обеспечения в Ставропольском крае, учитывая, что оно затрагивает социально незащищенные слои населения Ставропольского края. Численность отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в Ставропольском крае, составляет более 236 тыс. человек. Кроме того, имеется категория больных, нуждающихся в дорогостоящем лечении по жизненным показаниям и не имеющих льгот. Так, в краевом регистре больных хроническими вирусными гепатитами состоит на учете 550 больных, нуждающихся в проведении противовирусной терапии и не имеющих льгот. Учитывая высокую стоимость лечения одного больного с хроническим вирусным гепатитом С (550 тыс. рублей в год) и с хроническим вирусным гепатитом В (120 тыс. рублей в год), потребность в средствах краевого бюджета на лечение граждан, выделяемых из краевого бюджета, составляет около 20 млн рублей в год.

В регистре больных с орфанными заболеваниями находится 171 больной, которым необходимо дорогостоящее лечение по жизненным показаниям. Стоимость лечения одного больного, страдающего орфанным заболеванием, в расчете на год составляет от 400 тыс. рублей до 17,9 млн рублей. Объем средств, выделяемых из краевого бюджета на эти цели, не соответствует потребностям больных.

На диспансерном учете в учреждениях здравоохранения Ставропольского края состоит около 2500 больных эпилепсий, бесплатное обеспечение которых лекарственными препаратами при амбулаторном лечении по рецептам врачей предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", статьей 22 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края". Потребность в средствах краевого бюджета на реализацию данных мероприятий составляет около 70 млн рублей в год.

В Ставропольском крае отмечается крайне напряженная эпидемиологическая ситуация - сохраняется высокая активность природных очагов туляремии, сибирской язвы, бешенства, лептоспироза. Особенности водоснабжения Ставропольского края и цикличность эпидемиологического процесса создают угрозу вспышек вирусного гепатита А, острых кишечных инфекций. Кроме того, необходимо расширение перечня используемых вакцин современного поколения для иммунизации отдельных групп населения. В связи с указанными причинами потребность в средствах краевого бюджета на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики (вакцин, иммуноглобулина) в Ставропольском крае значительно увеличилась.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 31.03.2014 N 123-п)

Высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, вирусоносительство, рост числа лиц, переболевших сифилисом, и наркомания обострили проблему обеспечения инфекционной безопасности крови, что требует применения современных технологий заготовки, переработки и тестирования крови, обеспечивающих вирусологическую, иммунологическую и бактериологическую безопасность компонентов и препаратов крови в Ставропольском крае.

Вступление в силу санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами СанПиН 2.1.7.2790-10 обострило проблему дефицита финансирования системы обращения с отходами в учреждениях здравоохранения Ставропольского края. Наиболее проблематичной для учреждений здравоохранения Ставропольского края стала утилизация отходов класса Б и класса В из-за необходимости применения аппаратных способов обеззараживания и изменения внешнего вида отходов. Назрела необходимость создания централизованной системы обращения с медицинскими отходами, являющейся наиболее экономически целесообразной и эпидемиологически безопасной.

Существенным сдерживающим фактором развития системы здравоохранения Ставропольского края является недостаточное применение современных информационных технологий. В настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно, необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления системой здравоохранения Ставропольского края. Кроме этого, в учреждениях здравоохранения Ставропольского края недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение в Ставропольском крае телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения Ставропольского края за счет использования телемедицинских консультаций.

Проблемы могут быть решены путем комплексных, планомерных, целенаправленных и скоординированных усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.